Советы психолога

Буллинг в школе

развернуть

Буллинг в школе

Как понять, что ребенок подвергается насилию в школе, классе?  

Каждый учитель, преподаватель в состоянии заметить, что с ребенком происходит что-то не так. Когда Вы знали ребёнка одним и по непонятным причинам его поведение резко изменилось и стало непривычным (например, из тихого ребёнка он превратился в неспокойного и неуправляемого или, наоборот, из активного и любопытного замкнулся в себе и старается не привлекать внимания), — такое поведение может стать сигналом, что у этого ребёнка что-то произошло.

Необходимо обратить внимание, если  ребенок:

  • излишне агрессивен,
  • излишне тревожен,
  • имеет резкие перепады настроения, может проявлять вспышки гнева, громко смеяться без видимой причины, плаксивость без повода, чувствительность, неопределенность в желаниях и т.п.,
  • у ребенка пропал аппетит,
  • нет желания играть,
  • ребенок постоянно обеспокоен чем-то,
  • замкнутость (если это для него не типично),
  • если стал проявлять трудности в общении со взрослыми и сверстниками,
  • панический страх перед одноклассниками или каким–то конкретным учеником,
  • жестокость к животным или к более слабым детям,
  • врут, чтобы избежать наказания, воровство, низкая успеваемость,
  • депрессия, прогулы в школе,
  • ребенок стал рассеянным, невнимателен, забывчив, не может концентрироваться,
  • стал пугливым, появилась боязнь громких звуков и резких движений,
  • частая потеря или порча личных вещей (мобильного телефона, рюкзака, учебников и др.), синяки, ссадины, порванная или измятая одежда.

Отказ объяснить причины вышеописанных состояний и поведения или явно не правдоподобные объяснения — сигнал, что в отношении этого ребенка  могло быть применено насилие.

Советы учителю по профилактике буллинга и мобинга в классе (школе).

  • Для поддержания дисциплины и управления учебным процессом используйте позитивный подход: формулируйте правила поведения и требования к ученикам в форме «как лучше делать» (выполняйте задание аккуратно), а не как «не надо» поступать (не надо разводить грязь в своих тетрадях).
  • Поощряйте участие застенчивых и робких детей. Давайте им задания, в которых они смогут реализовать себя в полной мере и преодолевать себя. Привлекайте учеников к разным совместным делам, чтобы каждый чувствовал свою сопричастность: подготовке утренника, организации экскурсии, дежурстве, поливке цветов, украшении класса к празднику и др.
  • Подкрепляйте нужное поведение учеников посредством зрительного контакта, одобрительным кивком головы или улыбкой.
  • Поощряйте желание учеников помогать друг другу в выполнении домашнего задания, подготовке к контрольной, тренировке навыков для сдачи нормативов по физкультуре и др.
  • Подчеркивайте важность и ценность культурного, национального, религиозного многообразия, а также различных способностей и умений, вкусов и предпочтений, физических и интеллектуальных возможностей. Рассказывайте ученикам о причинах, по которым некоторые дети ведут себя не так, как остальные, объясните, что они испытывают трудности в учебе, имеют ограничения в занятиях спортом и играх из-за нарушений умственного или физического развития.Стоит обращать внимание на то, что все люди в целом и ученики  класса в чем-нибудь отличаются друг от друга и именно это придает им неповторимость.
  • Не допускайте и пресекайте сами и со стороны других любые насмешки, обидные комментарии в адрес других людей.
  • Не противопоставляйте ученика коллективу. Не перехваливайте или не унижайте ученика за его способности, чтобы не вызвать к нему зависть других учеников или указать на слабого (единственный, кто не справился). В классе (группе) не должно быть «любимчиков» и тех, кого учитель явно недолюбливает.
  • Поощряйте сотрудничество, а не соперничество.
  • Своим личным примером показываете уважительное отношение ко всем ученикам и другим учителям. Не оставляйте без внимания ни одного случая неуважительного (дискриминационного) поведения или высказывания, унижающего достоинство человека.
  • Используйте дисциплинарные меры, имеющие воспитательный, а не карательный характер. Критикуйте поступок и его последствия, а не ученика. Избавьтесь от такой характеристики как «ты как всегда…» Это только закрепляет негативное поведение и реакцию.
  • Если провинился один, то не стоит наказывать весь класс. Разберитесь в ситуации, кто виноват.
  • Отстающего ученика, или того, кто систематически нарушает дисциплину на уроке, можно посадить рядом с уверенным в себе, имеющим определенный авторитет у одноклассников и неагрессивным сверстником. Не усиливайте изоляцию отвергаемых учеников, сажая их отдельно. Рассадите учеников, если один задирает и обижает своего тихого соседа. Не допускайте развития ситуации до конфликта, в котором может пострадать ребёнок. Но не делайте этого демонстративно!
  • В классе (группе), где есть отвергаемые ученики, при проведении командных или групповых мероприятий, распределите на команды самостоятельно заранее. Если в классе есть изгои, по возможности, избегайте соревнований и соперничества, чтобы в неудаче не обвинили их.
  • Привлеките непопулярных учеников к участию в мероприятиях класса (группы), где он сможет реализовать свои способности.Совместная деятельность сплачивает коллектив.
  • Если ученик совершил проступок или попал в неловкую ситуацию, дайте ему шанс исправиться. Например, если вы застали ученика, когда он брал без спроса вещь одноклассницы, поговорите с ним наедине и пообещайте не предавать этот случай огласке, при условии, если ученик так больше не будет поступать.
  • Не пренебрегайте жалобами учеников. Враждебные высказывания учеников по отношению друг к другу, оскорбительные записки и рисунки, другие проявления агрессивности не должны оставаться без внимания. Даже мелкие проступки требуют изучения ситуации. Абсолютно недопустимо говорить в ответ, когда ученик жалуется на то, что его обижают: «Хватит жаловаться!», «Учись сам за себя постоять!», «Сами разбирайтесь».
свернуть

Словарь терминов по теме «буллинг»

развернуть

Словарь терминов по теме «буллинг»

Абьюз (от англ. abuse — «злоупотребление» и «плохое обращение») — проявление физического или психологического насилия по отношению к человеку, независимо от возраста и гендерной принадлежности.

Абьюзер – человек, который совершает насилие, манипулирует жертвой и принуждает ее к каким-либо реакциям и действиям вопреки собственным желаниям.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction — склонность, пагубная привычка; лат. addictus — рабски преданный) — особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния.

Акцентуация характера (англ. character accentuation ) — высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы , граничащий с психопатией .

Аутоагрессия — разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам (преимущественно социальным — когда вызвавший агрессию объект недосягаем, слишком силен — так или иначе неуязвим) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя.

Бодишейминг — публичное осуждение людей за недостатки их внешности, такие как вес, фигура, размер бёдер и т. д; дискриминация тех, кто не вписывается в общепринятые стандарты красоты.

Боссинг — психологическое, а иногда и физическое насилие, которому представитель руководства компании подвергает своих подчиненных.

Буллинг (от англ. bully – хулиган, драчун, насильник) – повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств, со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить. Сознательно планируемое продолжающееся во времени физическое и (или) психологическое насилие, прекращение которого требует вмешательства третьих лиц – директора, учителей, других работников школы, учеников, родителей, а иногда и представителей правоохранительных органов.

Буллер (булли) – инициатор буллинга.

Виктимность (от лат. victima — жертва) — достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, «не опасными» для других личностей.

Гендерное насилие – любые насильственные и дискриминационные действия, осуществляемые на гендерной почве, в том числе по причине неприятия гендерной идентичности и сексуальной ориентации человека. Может принимать форму психологического, физического или сексуального насилия, в его основе лежит дисбаланс сил и гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы — cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Дискриминация – предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, пола, гендерной идентичности и сексуальной ориентации, социально-экономического положения, религиозной принадлежности, инвалидности, особенностей развития или поведения, наличия заболевания или любого другого признака.

Интернет-травля — намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.

Кибербуллинг — использование мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов для преследования человека, распространения о нем конфиденциальной информации, сплетен, порочащих и оскорбительных сообщений.

Киберсталкинг — использование электронных средств для преследования жертвы через повторяющиеся сообщения, вызывающие тревогу и раздражение.

Клевета — заведомо ложная порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Моббинг (англ. mob – толпа) – форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.

Насилие — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное на себя или иное лицо или группу лиц, которое влечет или с большой вероятностью может повлечь нанесение телесных повреждений, психологической травмы, смерть, отклонения в развитии или другой ущерб.

Проксимальность – свойство личности легко признавать другого человека «своим», стремиться понять и принять его в своё окружение, а также готовность оказать ему при необходимости помощь.

Психологическое насилие – совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию человека.

Сексуальное насилие — принуждение человека к сексуальным отношениям помимо его желания и воли, а также любые (в том числе и не связанные с принуждением) действия сексуального характера со стороны взрослого в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста согласия.

Сталкинг — (от англ. stalking — преследование) — нежелательное навязчивое внимание к одному человеку со стороны другого человека или группы людей.

Стигма – социальный ярлык, имеющий негативный оттенок и приводящий к неодобрению или неприятию человека.

Стигматизация — предвзятое отношение к человеку, связанное с наличием у него каких-либо свойств, признаков, которые в данном сообществе или в обществе в целом считаются нежелательными, неприемлимимы в силу распространенных стереотипов.

Травля — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого члена коллектива.

Троллинг (от англ. trolling — «ловля рыбы на блесну») — вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения; речевая провокация с целью эскалации коммуникативного конфликта.

Физическое насилие – это действия с применением физической силы в целях причинения человеку боли, дискомфорта, унижения его достоинства.

Флейминг – агрессивное речевое взаимодействие, смысл которого состоит исключительно в развитии агрессивного, оскорбляющего диалога и полилога, часто является результатом тролллинга.

Хейзинг (от англ. hazing – «принуждение совершать унизительные действия») — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. Подобные ритуалы в большей степени характерны для закрытых (военизированных, интернатных, пенитенциарных) учреждений, но встречаются и в обычных школах и училищах, особенно если при них есть общежития для иногородних учащихся.

Экономическое насилие — в образовательном учреждении проявляется в порче или насильственном отбирании имущества (одежды, школьных принадлежностей, личных вещей, телефонов и др.) и денег у учащихся или работников. Часто этот вид насилия проявляется через вымогательство – разовое или периодическое требование денег, вещей под давлением и принуждением, включая угрозу расправы физической силой, разглашения каких-то сведений, распространения слухов и сплетен. Подобные действия наносят жертве не только материальный, но и моральный ущерб от причиненных физических и нравственных страданий (боли, страха, унижения).

свернуть

Рискованное поведение

развернуть

Рискованное поведение

Особенности подросткового возраста:

  • предельная самонадеянность;
  • повышенная чувствительность к оценке посторонних;
  • внешнее бунтарство;
  • эмоциональная неустойчивость, перепады настроения;
  • противоречивость поведения;
  • борьба с общепринятыми правилами;
  • поиск себя и стремление к самоутверждению;
  • склонность к риску;
  • подверженность влиянию со стороны сверстников;
  • стремление объединяться в группы.

Распространённые формы экстремальных увлечений подростков:

  • Диггерство — исследование подземных убежищ и других подземных объектов (например, бункеров, бомбоубежищ, станций метро).
  • Руфинг — посещение крыш высотных зданий и других сооружений.
  • Зацепинг — езда между или под вагонами, на хвостовом вагоне или крыше поезда.
  • Сталкерство — исследование заброшенных, недостроенных зданий и объектов.
  • Экстремальное селфи – фотографирование себя на месте или объекте, которые связаны с повышенной опасностью.
  • Бомбинг — быстрое нанесение рисунка баллончиком краски в труднодоступных или опасных местах.

Факторы, подталкивающие подростков к экстремальным увлечениям:

  • Возрастные особенности подросткового периода;
  • личностные характеристики (например, низкая самооценка, стремление самоутвердиться и др.);
  • особенности семейных отношений (например, недостаток внимания со стороны родителей);
  • неэффективность досуговой системы, низкий уровень правосознания;
  • стремление выделяться, быть уникальным, возвыситься над остальными.

На что стоит обратить внимание педагогу:

  • специфический сленг (залаз, запал, заброс и т.д.);
  • фотографии на крышах, стройках, заброшенных зданиях в социальных сетях;
  • обсуждение в школе, рассказы об экстремальных увлечениях;
  • категорическое нежелание рассказывать о своих увлечениях;
  • грязная или порванная одежда, специальные инструменты, экшн-камера.

Как убедиться в том, что у подростка есть рискованные увлечения?

  • Понаблюдайте за поведением ученика, его общением со сверстниками.
  • Изучите странички учащегося и его одноклассников в социальных сетях.
  • Пообщайтесь с самим учеником.
  • Узнайте, не замечали ли другие преподаватели особенностей в поведении ученика.
  • Обсудите ваши наблюдения с родителями или законными представителями ученика.

Что делать, если вы уверены, что у подростка есть опасное увлечение?

  • Свяжитесь с родителями или законными представителями ученика.
  • Сообщите администрации и социально-педагогической и психологической службе школы.
  • Проведите индивидуальную беседу с учеником.

Как разговаривать с подростком?

  • Владейте информацией. Перед беседой постарайтесь узнать больше об увлечении подростка.
  • Будьте открытыми к общению. Ученик не должен решить, что вы хотите его наказать.
  • Сохраняйте спокойствие во время разговора. Не ругайте и не осуждайте поведение подростка.
  • Постарайтесь побудить ученика к разговору, дайте рассказать, что именно ему нравится в этом увлечении.
  • Не навязывайте своё мнение.
  • Обсудите опасность и законность его увлечения. Убедитесь, что он правильно оценивает возможные последствия. Не пытайтесь читать нотации, задавайте открытые вопросы.
  • Ненавязчиво покажите альтернативы. Поговорите с учеником о других занятиях, которые способны его увлечь.
свернуть

Влияние насилия в семье на поведение ребёнка в школе

развернуть

Влияние насилия в семье на поведение ребёнка в школе

Дети, испытывающие проявление физического насилия по отношению к себе со стороны родителя или родителей, могут занимать разные позиции: агрессора, но чаще жертвы. В позиции жертвы они считают себя виноватыми (родители «хорошие» и любят их, а они, соответственно, плохие, расстраивают тех, кто заботится о них и они (дети) заслужили наказание). Этим объясняется их чувство вины и заниженная самооценка. Кроме обиды и вины ребенок испытывает напряжение и злость, эти чувства и эмоции им приходится подавлять.

Проявление детей, живущих в условиях физического насилия в семье:

  • Травматическая стрессовая реакция — реакция ребенка на угрозы физического насилия. Может проявляться в нарушениях сна, плохом аппетите, жалобах на здоровье (в рамках психосоматики), страх, проявляющийся в настороженном отношении или избегании родителей и других взрослых
  • Сверхагрессивность и импульсивное поведение — агрессивное деструктивное поведение дома и в школе. Таким детям сложно контролировать себя: они провоцируют конфликтные ситуации среди учеников и сами являются непосредственными участниками конфликтов. Они идентифицируют себя с родителем, проявляющим насилие и склонны к преступным и антисоциальным действиям.
  • Подозрительность, недоверие. Детям из таких семей очень трудно устанавливать контакт, базирующийся на доверии, особенно со взрослыми, поскольку они рассматривают их как потенциальную угрозу. Также это может проявляться в причинении себе увечий, нежелании жить.
  • Низкая самооценка — недовольство собой. Со временем маскируется под завышенную самооценку — ощущение собственной всемогущности и неуязвимости.
  • Нарушение в развитии познавательной деятельности — нарушение функций речи, трудности в построении фраз, громкость голоса. Это продиктовано тем, что ребенка часто наказывали, когда он плакал и капризничал.
  • Нарушение центральной нервной системы — наблюдаются легкие симптомы нарушений при отсутствии явных причин. Такими причинами может быть сенсорная депривация, скудная пища, отсутствие заботы со стороны родителей.
  • Потеря интереса к школе — снижение познавательной мотивации, низкая успеваемость (из-за повышенной тревоги, ребенку трудно сосредоточится на уроках и заданиях, которые необходимо выполнять в классе).

Наряду с физическим дети подвергаются в семье эмоциональному и психологическому насилию.  Эмоциональное насилие — преднамеренное деструктивное действие или значительный ущерб детским способностям, включающее наказания за чрезмерную привязанность ребенка к родителю.  Такими могут является:

  • Регулярные ограничения способностей и возможностей, желаний ребенка.
  • Ограничения возможности контактировать с социально значимыми людьми, группами и культурами, что может препятствовать нормальному развитию ребенка.
  • Угрозы оставить ребенка одного или без внимания.
  • Чрезмерные или завышенные требования, не соответствующие возрасту ребенка.

При восприятии взрослого как угрозы и источника унижения, оскорбления и наказания в ребенке развивается пессимизм и безнадежность. Во взрослой жизни такие дети становятся нерешительными, не доверяют собственному мнению. Для них очень важно завоевать авторитет, чтоб из «никто» стать «всем». У ребенка, живущего в семье с агрессивно настроенными родителями, развивается чувство неполноценности, в таком состоянии он вынужден постоянно защищаться, и этот стиль поведения переносится в школу и социум в целом. Возрастает риск ухода из семьи, бродяжничество.

Когда родители рассматривают ребенка как проблему и препятствие, которое мешает заниматься собственными делами, ребенок оказывается в эмоциональной изоляции. Применяя наказания к ребенку, родители ошибаются, полагая что могут заставить его повиноваться и исправиться, они тем самым только проявляют свое нетерпение и гнев.

Маркеры поведения, которые указывают на вероятность того, что ребенок подвергается насилию в семье:

  • У таких детей повышенная чувствительность к обидам;
  • Такие дети склонны уходить с уроков или не доходить до школы, если есть вероятность получить неудовлетворительную оценку или не готовы к уроку;
  • Способны подделывать подписи как учителей, так и родителей, даже могут подделывать медицинские справки;
  • Склонны удовлетворять свои потребности через ассоциальное поведение, чтобы привлечь к себе внимание через негативную оценку. Такое желание и отсутствие жизненного опыта могут привести ребенка к преступным последствиям (попадание в комнату милиции, постановка на учет, КДН).

 

свернуть

Учителя и современный профессиональный вызов в изменившихся условиях жизни

развернуть

Учителя и современный профессиональный вызов в изменившихся условиях жизни

Сегодня активно распространяются тревожные новости о коронавирусной инфекции. Сенсационные заголовки, сеющие панику, гипотезы и ложная информация только подливают масла в огонь.

В непростой ситуации оказались школьные учителя: дети находятся на каникулах, но каникулы закончатся и необходимо будет дальше проводить занятия по программе. Для учителей это своеобразный профессиональный вызов — нужно адаптироваться к новым условиям, находить какие-то решения и варианты. И, конечно же, не забывать в этой ситуации о себе.

 

Первое, что важно сделать — научиться замечать разницу между полезной и вредной тревогой.

Чтобы не заболеть, важно следить не только за своим физическим состоянием, но и за психологическим здоровьем.

Полезная тревога — это оправданный уровень беспокойства, который поощряет нас принимать разумные меры предосторожности. Вредная — постоянные размышления об угрозах и худших вариантах развития событий. Она провоцирует ощущение беспомощности и панику.

Гипербдительность часто не защищает, а вредит, а стресс ослабляет иммунную систему и делает человека уязвимым. Важно напоминать себе об этом и учиться вовремя останавливать вредную тревогу.

Следить за своим физическим состоянием, узнавать новости и соблюдать правила гигиены полезно, но, если зациклиться на этих действиях, стресс и беспокойство только вырастут.

 

Поддерживайте других.

Когда вам кажется, что жизнь вышла из-под контроля, улучшить собственное психическое состояние может забота о близких, друзьях и соседях. Если не можете помочь офлайн — поддержите людей на расстоянии. Во время самоизоляции важно делать все возможное, чтобы оставаться на связи. Когда мы поддерживаем друг друга, у нас появляется ощущение цели.

Даже если вы временно работаете из дома, не забывайте и о коллегах, о своем профессиональном сообществе, в котором вы также можете получить поддержку и оказать ее.

 

Обсудите изменившиеся обстоятельства жизни с детьми в школе: в формате он-лайн беседы или офлайн.

Такой разговор может поддержать как педагога, так и детей. Дети любят, когда с ними говорят открыто и честно, это помогает снизить и их уровень тревоги. Говорите на языке, соответствующем возрасту детей, следите за их реакцией и будьте чувствительны к их беспокойству. Вместе обсудите дальнейший формат обучения, проговорите, какие изменения будут внесены в связи с пандемией.

 

Актуализируйте прошлый положительный опыт.

Да, сейчас вам очень тревожно. Но трудности были и раньше, вспомните, что помогало справляться? Вы уже не раз болели и выздоравливали, проанализируйте, что вы для этого делали? Подумайте, какими формами обучения вы владеете, и какие из них могут быть использованы в сложившихся условиях. Важно стабилизировать состояние так, чтобы за паникой и страхами увидеть широкое поле возможностей и плюсы собственного опыта.

 

Помогите себе адаптироваться к изменившимся условиям

Что мы делаем, когда на улице слишком солнечно? Надеваем солнцезащитные очки. Также и в новых условиях: подумайте, какие инструменты помогут вам справиться? Разработайте подробный план ваших действий на этот период, который позволит вам справиться с профессиональными задачами, наладить контакт с учениками и сохранить своё здоровье.

свернуть

Ученик оскорбил учителя. Что делать?

развернуть

Ученик оскорбил учителя. Что делать?

Издревле профессия учителя занимала особенное место в культурах разных народов. Ученики относились к учителям с почитанием и трепетом, признавали значимость авторитета, выказывали уважение к возрасту и опыту. Учителя обладали высоким социальным статусом. Они ценились как основа процветания нации, как ее элита.

Но времена меняются… В интернете можно встретить ролики, где на замечание учителя ученик реагирует оскорблением или даже отвечает на встречную эмоцию кулаками. Зачастую учитель, если возникают проблемы во взаимоотношениях, один на один, без должной поддержки остается с подростками, которые продолжают нарушать правила, проверять на прочность и самоутверждаться в глазах сверстников.

 

Ничто так прочно не запоминают ученики,

 как ошибки своих учителей

Антон Лигов

Учителя – это живые люди со своими жизненными историями, слабостями, эмоциями. Они не могут всегда быть идеальными и безукоризненными. Безусловно, учительская профессия, как и любая другая, обладает своими рисками, главный из которых – высокая цена ошибок. Зачастую ученики их учителям не прощают.

Записать на счёт учителя многие ошибки, среди которых есть вещи совершенно к ним не относящиеся, помогают детям их родители. Очень часто, к сожалению, учитель не находит поддержки родителей, которые позволяют себе неуважительно высказываться о педагогах в присутствии детей. Учитель живет в обществе, которое накладывает на него порой невыполнимые обязательства (один «всеобуч» чего стоит!), а взамен транслирует лишь пренебрежение, сдабриваемое популярной фразой: «Во что превратилась сегодня школа?!».

От учителя ожидают, что он достигнет нереальных целей

 при помощи неадекватных средств.

И просто чудо, что иногда это ему удается

Хаим Гиннот

 

Что делать современному педагогу? Как поддерживать свой авторитет? Удерживать свою репутацию, а заодно и престиж профессии, необходимо не только ради сохранения самоуважения, но и ради тех знаний, которые мог бы воспринять ученик. Он слушает только того, кого уважает.

В Казахстане, например, принят закон «О статусе педагога», который предусматривает денежный штраф за оскорбление. У нас такого закона пока нет. Предлагаем рассмотреть несколько вариантов того, как можно педагогу реагировать на оскорбления, агрессию в свой адрес. У некоторых задач не существует идеального решения, но пробовать стоит разные.

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ОСКОРБЛЕНИЯ?

  • Не опускаться до уровня неуважения. Не соскальзывать в ответную агрессию. Соблюдать дистанцию. Смотреть на ситуацию максимально объективно, не позволяя себе «обидеться» и «разозлиться». Сохранить спокойствие и в своем тоне, и в своем внутреннем мире.
  • Попытаться встать на позицию ученика и озвучить его возможные мотивы: «Ты, кажется, очень устал/переживаешь/злишься?». Здесь важную роль играет и умение правильно оценить эмоциональное состояние ученика, и возможность простить ему его ошибки.
  • Предложить агрессору мысленно оказаться в другой, осуждаемой позиции. «А как бы ты сам отреагировал на такие слова?», «Как бы ты преподавал географию?»
  • Переключить внимание с себя на ученика или на проблему, обратившись ко всему классу: «Давайте все вместе подумаем над этим вопросом!», «У кого-нибудь из присутствующих есть идеи по этому поводу?».
  • Неожиданным и располагающим шагом будет упомянуть о достоинствах и способностях ученика: «Ты же такая взрослая/рассудительная/терпеливая ученица!», «На самом деле, ты наверняка знаешь ответ на этот вопрос», «Не ожидала от такого внимательного человека, таких слов»
  • Поискать, с чем в словах обидчика можно согласиться. Возможно, в чём-то признавая свою слабость или ошибку, вы проявляете свою силу. «Я согласен с тем, что в программе есть скучные моменты», «Действительно, мы все устали».
  • Иногда имеет смысл выразить свое несогласие, принципиально не вовлекаясь в дебаты, максимально четко и корректно формулируя свою позицию: «Я с вами не согласен», «Будьте добры, не отвлекайтесь от основной темы».
  • И, конечно, остается весьма эффективный прием, который, при удачном стечении обстоятельств, может помочь и снизить агрессию, и примирить противоборствующие стороны. Используйте ЮМОР.

Учитель — человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймете,

 что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги.

Слава богу, что Создатель настоящего учителя учел это важное качество,

 которое не переходит в количество, а так и остается качеством!

Александр Рыжиков

свернуть

Ребенок в кризисном состоянии. Как вести себя учителю?

развернуть

Ребенок в кризисном состоянии. Как вести себя учителю?

Современный мир непостоянен и полон внезапных происшествий. Чаще всего родители стараются оградить детей от информации о событиях, которые им самим кажутся травмирующими или опасными (например, развод, смерть или тяжелая болезнь близкого человека, социальные потрясения). Но на самом деле ребёнок всегда считывает состояние взрослых и видит, что происходит что-то плохое, о чём ему не говорят, а неизвестность и непонимание, пугают ещё больше. Кроме того, ребёнок и сам может сталкиваться с негативными событиями – конфликтами и ссорами, разрывом отношений и насилием. Безусловно, такие события оказывают своё влияние на ребёнка, его состояние и поведение, в том числе и в школе.

Школа — это место, где ребенок проводит большую часть своего времени. Учитель, обращая внимание на внезапные изменения в поведении школьника и события, которые могли на него повлиять, может вовремя определить, что ребёнок находится в кризисном состоянии. Заинтересованность учителя и готовность поддержать могут стать опорой для ученика в трудной жизненной ситуации.

Высокий уровень тревожности и эмоциональное напряжение, вызванные негативными событиями, могут проявляться совершенно по-разному: в форме апатии и депрессии, замкнутости и отстранённости, отрицания и нежелания верить в случившееся. Нарушение внутреннего равновесия может стать причиной агрессивного поведения подростка. Вызывающее поведение, злость, нежелание следовать правилам – могут быть следствием переживания трудной жизненной ситуации. Сталкиваясь с агрессией ученика, учителю важно помнить, что такое поведение может носить защитный характер и не иметь к личности учителя никакого отношения. Таким образом ребёнок стремится снизить уровень напряжения, справиться с высоким уровнем тревоги.

Свой отпечаток на поведение подростков в кризисном состоянии накладывают и особенности возраста. Сложное психоэмоциональное состояние может обострить и без того ярко выраженные черты этого возраста: негативизм, противоречивость, противопоставление себя взрослым, бунтарство и эмоциональную нестабильность.

Безусловно, учителю может быть сложно оставаться спокойным даже тогда, когда он понимает истинные причины негативного поведения. В такой ситуации учителю необходимо оставаться профессионалом: не соскальзывать в ответную агрессию и не вступать в конфронтацию, а дать школьнику возможность «выплеснуть» свои эмоции, высказать недовольство и тем самым снизить уровень напряжения. Ребёнок, находящийся в кризисном состоянии, вовсе не хочет обидеть или разозлить учителя, своим поведением он пытается справиться с психологическими трудностями.

 

Как говорить с учеником в кризисном состоянии?

Начиная разговор с учеником, учителю важно отследить своё эмоциональное состояние: необходимы спокойствие и готовность столкнуться с бурной эмоциональной реакцией. Прежде всего, необходимо убедиться в том, что ребёнок не один, рядом с ним есть близкие, готовые при необходимости прийти на помощь. Рассказывая о своих проблемах, подростки часто произносят весьма категоричные, вызывающие, а порой даже пугающие фразы. Учитель должен сохранить самообладание и отреагировать так, чтобы побудить ученика к дальнейшему обсуждению. Беседа с ребенком должна строиться на основе следующих рекомендаций:

  • Организуйте пространство для разговора. Найдите возможность и место для того, чтобы пообщаться с ребёнком один на один так, чтобы вас никто не слышал, не отвлекал и не прерывал. Будет лучше, если во время разговора между вами не будет стола. Постарайтесь, чтобы атмосфера располагала к общению и не напоминала урок.

 

Ребёнок: — Я сделал что-то ужасное! Меня не простят.

Учитель: —А о чём ты думал, когда делал? Вот результат.

Учитель: -Конечно, я бы тоже такое не простил (простила).

Учитель: — Давай попробуем обсудить то, что произошло и вместе подумать, что можно сейчас сделать.

 

  • Наладьте контакт. Выберите подходящее время для того, чтобы предложить ребёнку поговорить. Приглашать ребёнка надо лично, в тот момент, когда рядом нет других учеников или учителей. Дайте ученику понять, что вы не собираетесь его ругать, а этот разговор нужен не для того, чтобы его наказать, и при желании он может отказаться.

 

Ребёнок: — Меня никто не понимает! И вы не поймёте!

Учитель: -Ещё как понимаю, возможно, лучше, чем ты сам себя понимаешь.

Учитель: А кто вас, современных детей, вообще понимает?

Учитель: — Расскажи мне о том, что я сейчас должен (должна) понять. Я действительно хочу разобраться.

 

  • Подготовьтесь к беседе. Позаботьтесь о том, чтобы у вас было достаточно времени для разговора, а в процессе вас не отвлекали и не занимали другие дела. Ребёнок должен чувствовать, что вы заинтересованы в том, что с ним происходит, и готовы уделить ему всё своё внимание.

 

  • Слушайте. Сосредоточьтесь на том, что рассказывает ученик, дайте ему возможность выговориться, не перебивайте. Внимательно следите за рассказом ребёнка, не нужно параллельно вести какие-либо записи. Иногда ребёнку достаточно только того, что вы обратили на его проблему внимание и побыли рядом.

 

Ребёнок: — Мне очень плохо, думаю, я ни на что не способен!

Учитель: -Тебе нельзя так говорить. У тебя есть семья, дом, еда, подумай о тех, кому сейчас ещё хуже.

Учитель: Перестань уже хныкать и займись делом. Будешь так сидеть, точно ничего не получится.

Учитель: — Иногда каждый человек чувствует себя подавленным и опустошенным, кажется, что это никогда не закончится. Давай поговорим о том, что сейчас тебя волнует, и с чем нужно разобраться прежде всего.

 

  • Откажитесь от советов. Сейчас ваша задача – дать возможность ребёнку открыться и выговориться, поделиться своими трудностями. Для этого избегайте критики, нравоучений и нотаций, не повышайте голос и не ругайте ребёнка за его поступки. Постарайтесь взглянуть на ситуацию с его стороны, а не с позиции общепринятых норм и правил.

 

Ребёнок: — Ненавижу учёбу! Как же мне надоели эти учителя и родители!

Учитель: — Как ты можешь такое говорить? Твои учителя и родители хотят только лучшего для тебя.

Учитель: — Ты должен радоваться, что у тебя есть возможность учиться. 

Учитель: — Что ты обычно делаешь, когда это чувствуешь? Есть ли у тебя близкий человек, с которым ты можешь это обсудить? Что сейчас с тобой происходит?

 

  • Покажите, что вы знаете о проблеме. Далеко не всегда ребёнок будет готов рассказать о своих проблемах. Дайте ему понять, что вы видите, что он переживает какие-то трудности, и готовы прийти на помощь. Предложите поделиться своими проблемами с другими взрослыми, при необходимости мотивируйте на обращение к школьному психологу.

 

Ребёнок: — Без меня всем было бы только лучше!

Учитель: — Так нельзя говорить. Подумай, что бы почувствовали твои родители.

Учитель: — Не говори ерунды. 

Учитель: — Кому именно от этого станет лучше? Ты очень дорог мне, я переживаю, расскажи, что происходит в твоей жизни.

 

Важно понимать, что одного разговора недостаточно для того, чтобы помочь ребёнку в кризисной ситуации. После беседы учитель должен проследить за тем, чтобы ученик не остался один на один со своей проблемой. Восстановление после кризиса – это долгий и сложный процесс, задача окружающих взрослых оставаться чуткими и сопровождать этот процесс.

свернуть

Что нужно знать о домашнем насилии

развернуть

Что нужно знать о домашнем насилии

ЧТО ТАКОЕ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ?

Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления.

Другие родственники супругов, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны в судебном порядке членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство.

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред, несущее физический, моральный ущерб или вызывающее у людей психологический дискомфорт.

Насилие в семье – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

Насилие в отношении женщин, как подразумевается, охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:

«физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией».

Домашнее насилие — это не то, что нужно скрывать, замалчивать, терпеть либо страдать от него. Случай семейного насилия, если он произошёл, необходимо остановить, чтобы предотвратить его повторение в будущем. Существует ряд простых действий, которые помогут разобраться, что делать в ситуации, когда насилие происходит в семье.

 

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ ИЛИ БЫТОВОЙ КОНФЛИКТ?

Домашнему насилию может подвергнуться любой из нас, как ребенок, так и взрослый, пожилой человек, женщина или мужчина. Супруг может проявить агрессию в отношении супруги, и наоборот, родители в отношении детей, а дети в отношении родителей, братья и сестры – по отношению друг к другу. Дети могут проявить агрессию в виде насилия по отношению к своим братьям либо сёстрам.

При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ

 Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т.п.

Сексуальное насилие – насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже,  контроле и т. 

Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над

Очень часто данные виды насилия могут носить комплексный характер!

 

ЧТО ГРАЗИТ ЗА НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ?

Какие бы оправдания вы ни находили, насилие является ПРЕСТУПЛЕНИЕМ

 ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ

  • убийство (ст. 139 УК);
  • умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147 УК);
  • умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149 УК);
  • истязание (ст. 154 УК);
  • умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (ст. 9.1 КоАП);

 ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ

  • изнасилование (ст. 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);

 ПРОТИВ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА

  • незаконное лишение свободы (ст. 183 УК);
  • угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (ст. 186 УК);
  • оскорбление (ст. 9.3 КоАП);
  • мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП)
    за которое в каждой стране, в том числе и Республике Беларусь, предусмотрено наказание в соответствии с законодательством.

 На данный момент решение проблемы домашнего насилия в Республике Беларусь регулируется следующими нормативно-правовыми документами:

  • Конституция Республики Беларусь;
  • Уголовный кодекс Республики Беларусь (ст.139, 147, 149, 154, 166, 167, 183, 186;)
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст.9.1, 9.3, 17.1;)
  • Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (ст.1, 59, 66-1, 67;)
  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;
  • Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (ст.1, 17;);
  • Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (ст.1, ст.28, ст.30;)

МЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

  •  Профилактическая беседа
  • Официальное предупреждение
  • Профилактический учет
  • Защитное предписание

 

ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ – установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

Защитное предписание может запретить:

  • предпринимать попытки выяснять место нахождения жертвы насилия в семье;
  • посещать места нахождения жертвы насилия в семье, если жертва временно находится вне совместного места жительства;
  • общаться с жертвой насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной сети Интернет;
  • распоряжаться общей с жертвой насилия в семье собственностью.

Может предписать:

  • временно покинуть общее с жертвой насилия в семье жилое помещение.

Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.

Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Защитное предписание объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено, должностным лицом органа внутренних дел в двухдневный срок со дня вынесения такого защитного предписания с разъяснением его прав и обязанностей, предусмотренных статьей 32 настоящего Закона.

Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено.

 

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ.

НИКОГДА НЕ ПОЗДНО ПРИЗНАТЬСЯ САМОМУ СЕБЕ, ЧТО ВАМ НУЖНА ПОМОЩЬ!

 Помните, что это будет говорить ни в коем случае не о вашей слабости, а, наоборот, о вашей силе духа и желании изменить свою жизнь к лучшему.

НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ, ГДЕ ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ В СИТУАЦИИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ.

свернуть

Насилие в семье: план безопасности

развернуть

Насилие в семье: план безопасности

План обеспечения безопасности 1. Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие по отношению к вам:

  • Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п;
  • Обратите внимание на то, в каких случаях ваш супруг проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;
  • Определите для себя такое место в доме, которое будет далеко от мест, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (например, кухня), и одновременно будет близким к выходу из квартиры (дома); в ситуации, если к вам применят насилиt, либо прячьтесь в таком месте, либо покиньте квартиру;
  • Выучите наизусть телефоны милиции, шелтеров, кризисных комнат для женщин, соседей, друзей, к которым можете обратиться, находясь в опасности;
  • Подумайте, каким образом вы можете связаться с милицией; не забывайте, что в милицию вы сможете позвонить в любое время бесплатно;
  • Расскажите друзьям и соседям, которым вы доверяете, о вашей ситуации; договоритесь о знаках, по которым они смогут понять, что вы в опасности; договоритесь с ними, что надо будет сделать, если вы подадите такой знак;
  • Отрепетируйте поведение в момент опасности со своими детьми; уговорите их, что в ситуациях применения насилия они не должны вмешиваться; отработайте специальные слова, которые в момент опасности будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);
  • Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия;
  • Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);
  • Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо трудно доступных местах;
  • Старайтесь не пользоваться вещами, которые можно использовать для удушения, т.е. шаль, шарф, толстые цепочки;
  • Под любым предлогом, который не вызовет подозрение, выходите из квартиры (дома); таким образом вы приучите супруга к тому, что вы не постонянно находитесь в квартире (доме);
  • Регулярно общайтесь по телефону со своим консультантом или сотрудниками шелтера, кризисной комнаты чтобы обмениваться мнениями по своей ситуации;
  • Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии.

 

План обеспечения безопасности 2. Если вы готовитесь оставить человека, который применяет к вам насилие:

  • Отдайте на хранение все документы, которые доказывают, что к вам применялось физическое насилие (фотографии, справки и т.д.), человеку, которому доверяете (друзья, соседи, адвокат и т.п.);
  • Определитесь, где вы можете получить помощь, расскажите там о том, что делает ваш супруг и не забывайте, что вы не должны стыдиться ситуации, в которую вы попали;
  • Если вы ранены, немедленно обратитесь к врачу, попросите врача оформить соответствующую справку;
  • Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть кризисная комната, шелтер, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;
  • Записывайте все случаи насилия по отношению к вам в дневник, который будет находиться в надежном месте, недоступном вашему супругу;
  • Не ждите кризисной ситуации, заблаговременно проконсультируйтесь со специалистом из консультационного центра, шелтера либо кризисной комнаты о своих правах;
  • Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;
  • Храните необходимые номера телефонов и документов в легкодоступном для вас месте на случай, если придется срочно покинуть дом;
  • Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;
  • Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), которые будут хранить отложенные вами деньги у себя;
  • Спланируйте свои действия на тот случай, если дети либо кто-то другой расскажет супругу, что вы собираетесь от него уйти.

 

План обеспечения безопасности 3. После того, как связь с человеком, применившим насилие, прервана:

  • Ни в коем случае не оставайтесь с этим человеком наедине, например, просите водителя такси подождать до тех пор, пока вы войдете в свой дом;
  • Если этот человек встречает вас на улице и угрожает, не стесняйтесь просить помощи у прохожих на улице. Например: “этот человек мне угрожает, позвоните, пожалуйста, в милицию” либо “этот человек пристает ко мне, у кого-нибудь из вас есть телефон?”
  • Убедитесь, что в вашем доме надежная дверь.

 

План обеспечения безопасности 4. Если вы находитесь под защитой закона и живете в прежнем доме (квартире):

  • Сообщите в ближайшее отделение милиции о своей ситуации, прислушайтесь к их советам;
  • Руководствуясь советами милиции усильте безопасность вашего дома; по этому вопросу вы можете получить консультацию в милиции;
  • Договоритесь с другими жителями дома и поменяйте замок в доме (своей квартире);
  • Не бойтесь сообщить о своей ситуации своим друзьям, соседям, работодателю, школе, где учатся дети (эта информация останется конфиденциальной поскольку в ситуации насилия все ведомства заинтересованы помочь вам и вашим детям);
  • Если человек, применявший ранее насилие, не соблюдает правила, немедленно сообщайте в милицию;
  • Попросите соседей звонить в милицию в случаях опасности;
  • Если есть такая возможность, старайтесь ходить на работу, сопровождать детей в детский сад, в школу не в одно и тоже время. Тоже правило постарайтесь применять ко времени своего возвращения домой; лучше ходить на работу и возвращаться домой в часы “пик”.

НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ, ГДЕ ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ В СИТУАЦИИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ.

свернуть

Где получить помощь в ситуации домашнего насилия

развернуть

Где получить помощь в ситуации домашнего насилия

1. Правоохранительные органы. Если Вы подвергаетесь семейной жестокости, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102. 

2. Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН). В штате большинства ТЦСОНов имеются высококвалифицированные психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреждения. Со списком территориальных центров социального обслуживания населения вы можете ознакомиться здесь, со списком ТЦСОНов города Минск здесь.

3. Медицинские учреждения. Если Вы пострадали от физического насилия, Вы можете обратиться в медицинские учреждения по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите наказать преступника.

4. Общественные организации и государственные центры. В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать Вам психологическую, социальную, иногда и юридическую помощь, если Вы попали в ситуацию домашнего насилия.

 

ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»

+375 17 317 32 32, +375 29 367 32 32, +375 33 603 32 32

(круглосуточно)

220070, г. Минск, ул. Чеботарёва, 6А

Сайт: http://7ja-by.by/


ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Минска»

+375 17 310 67 76 (в будние до 17.00), +375 44 704 05 53 (круглосуточно)

Есть возможность заселения в «кризисную комнату» для жителей г. Минска

 


SOS-Детская деревня Боровляны

Виды услуг:

  • Психологическая помощь;
  • юридическая помощь;
  • социальная помощь;
  • Предоставление временного убежища.

+375 17 511 32 32, +375 29 155 32 07

(09.00 — 18.00)


SOS-Детская деревня Могилёв

Виды услуг:

  • Психологическая помощь;
  • юридическая помощь;
  • социальная помощь;
  • Предоставление временного убежища.

+375 44 760 76 03, +375 44 728 68 24

(09.00 — 23.00)


Общественное благотворительное объединение «Центр поддержки семьи и материнства «Матуля»

Виды услуг:

  • Психологическая помощь;
  • юридическая помощь;
  • социальная помощь.

+375 44 570 17 01, +375 29 270 17 01

Сайт: www.matylia.by


ОО «Клуб деловых женщин «Юго-Запад» г. Пинск

Виды услуг:

Психологическая помощь и поддержка.

+375 29 311 11 74

(09.00-21.00)

свернуть

Пособие для педагогов «Справляемся с кризисом вместе»

развернуть

Пособие для педагогов «Справляемся с кризисом вместе»

Важную роль в развитии личности ребенка, его ценностных ориентиров, в формировании навыков безопасного и ответственного поведения играет учитель. Влияние учителя на ребенка является весьма существенным, а порой и определяющим в его социальном и личностном развитии. Учитель для ребенка выступает первым представителем широкого социума, который призван реализовать ценность ребенка для общества в целом. Особенно значимой становится роль школы и учителей в кризисные периоды жизни самого
ребенка и общества. Учитель — это тот взрослый, который может создать безопасную и поддерживающую среду для детей, вовремя распознать признаки неблагополучия, помочь
ребенку понять происходящее в мире и в его душе, научить справляться со сложностями жизни, в конце концов, стать примером достойного поведения. В первую очередь, конечно, для этого важно сохранение психоэмоционального ресурса самого педагога, а также владение необходимыми знаниями, умениями и навыками, чтобы быть полезным и эффективным для детей.

Пособие «Справляемся с кризисом вместе» (Матюхова О.В., Бурачевская Э.Г.) содержит основные сведения об эмоциональном выгорании педагогов и его признаках. В пособии представлены приёмы психологической саморегуляции, приводятся упражнения, позволяющие получить навыки самоконтроля и научиться произвольно использовать регуляторные механизмы. Также в пособии представлены рекомендации педагогам по работе с проблемными ситуациями в образовательном процессе, в том числе при необходимости работать дистанционно, предложены стратегии взаимодействия с учащимися в кризисной ситуации.

Пособие будет полезно педагогам, педагогам-психологам, а также преподавателям и студентам педагогических образовательных учреждений.

Брошюра разработана начальником Республиканского центра психологической помощи Матюховой Ольгой Викторовной и педагогом-психологом информационно-методического отдела Бурачевской Эмилией Геннадьевной и подготовлена в рамках проекта «Безопасная и поддерживающая среда в школе», реализуемого Представительством Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь. 

Вы можете познакомиться с текстом пособия и скачать его по ссылке.

свернуть

Полезные материалы для педагогических работников

развернуть

Полезные материалы для педагогических работников

По степени эмоциональной напряженности нагрузка учителя очень высока и профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности и подразумевает обладание рядом определенных навыков. Ни для кого не секрет, что педагоги часто испытывают стресс на рабочем месте. Учитель, переживающий чрезмерное напряжение или хронический стресс, нуждается в поддержке и помощи. Навык самостоятельного преодоления стресса помогает развивать резильентность и эмоциональную устойчивость, хорошо влияет на самого учителя, учащихся и на атмосферу в классе, способствует поддержанию дружеских отношений.

Здесь мы разместили материалы зарубежных коллег, которые помогут педагогам сформировать основные навыки заботы о себе:

В учебно-методическом пособии представлена методика, позволяющая формировать у педагогов навыки самостоятельного психоэмоционального обновления, поддерживать развитие общих педагогических навыков, создавать в педагогическом коллективе атмосферу, способствующую личностному развитию. Пособие может быть полезно широкому кругу аспирантов, педагогов, педагогов-психологов и педагогов социальных, работающих в учреждениях общего среднего образования.

 

Учитель, осведомленный о теории привязанности, может понимать потребности и природу поведения детей, и таким образом он получает инструмент, основанный на законах естественного развития ребенка. Привязанность обеспечивает чувство безопасности и является основой для социализации детей. Если взрослые развивают отношения с детьми, основанные на привязанности, эмоциональной связи, доверии, уважении, терпении — дети перенимают такое поведение и наследуют ценности взрослых, к которым они привязаны.

Ниже Вы найдёте подборку материалов по теории привязанности:

Фильм рассказывает о значении привязанности, влиянии разлуки на психофизиологическое развитие ребенка. Исследования, сделанные на основе этого фильма, подтвердили взаимосвязь присутствия близкого человека на последующую жизнь детей.

Мари Эйнсворт, коллега Джона Боулби, исследовала привязанность с помощью эксперимента «Незнакомая ситуация», в котором участвовали мамы с детьми до 2 лет. Благодаря этому было открыто три вида привязанности, а впоследствии был найден еще один. Поэтому, сегодня мы выделяем четыре стиля (типа) привязанности. Принято считать, что каждый стиль соответствует качеству отношений ребенка и фигуры привязанности.

Лекция в рамках спецпроекта Московского института психоанализа «Ребенок» — образовательного лектория для всех, кто интересуется детской психологией.

Книга Деборы Макнамары «Покой, игра, развитие» — третья книга в серии «Библиотека института Ньюфелда» — продолжает рассмотрение модели развития личности на основе теории привязанности Гордона Ньюфелда. Тема книги — дети дошкольного возраста. Без преувеличения, Дебора Макнамара написала полноценное пособие для родителей о том, как понять суть внутреннего мира детей. Показывая, что дошкольный возраст играет решающую роли в развитии способности к отношениям, она рассматривает незрелость, присущую ребенку этого возраста, — одно из наиболее игнорируемых и неверно понимаемых понятий, — не как изъян, требующий мгновенного исправления, а как часть замысла развития.

Основной предмет размышлений Боулби — почему разлука с матерью в младенчестве и раннем детском возрасте переживается ребенком как острое горе и почему последствия разлуки сказываются на психическом и телесном благополучии в течение всей последующей жизни? Автор последовательно убеждает читателя в том, что понятия и подходы, разработанные в области исследования поведения животных, многое проясняют и могут стать основой для практических действий детских и клинических психологов.

  • Художественные фильмы, основанные на реальных событиях:

— Писатели свободы (2006). Режиссёр Ричард ЛаГравенес

— Триумф: История Рона Кларка (2006). Режиссёр Рэнда Хейнс

свернуть