Правовой уголок

ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

развернуть

ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 
Если Вам нужна юридическая помощь, и Вы являетесь по уровню доходов малообеспеченным гражданином, то, записавшись на прием в Юридическую клинику, Вы можете получить  бесплатные юридические консультации по вопросам гражданского, жилищного, трудового, брачно-семейного и административного права.

Академия управления при Президенте Республики Беларусь, г. Минск

Общественная юридическая приемная
г. Минск, ул. Московская 17,
222-04-09, Факс 222-82-64
masharik@mail.ru

Барановичский государственный университет, г. Барановичи
Студенческая юридическая консультация при УО «БарГУ»

Факс 8-0163-45-78-81
shuarina@yandex.ru

Белорусский государственный университет, г. Минск
Вучэбная лабараторыя "Юрыдычная клініка"

г. Минск, пр-т Победителей 9, к. 109, 111
тел./факс 8-017-209-55-23
klinikabsu@mail.ru

Белорусский Институт Правоведения, г. Минск
Юридическая клиника Белорусского института правоведения

8-017-200-41-41, факс 211-01-58
jurklinik@tut.by
jorocovic@mail.ru

Белорусский государственный экономический университет, г. Минск
Студенческая юридическая консультация БГЭУ

г. Минск, пр-т Рокоссовского 65, Ауд.-9 (Факультет Права).
Тел/факс:8 -017-209-79-52
yulia-sevich@mail.ru

Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Брест
Учебная лаборатория «Юридическая клиника»

224665, Брест, Бульвар Космонавтов, д.21, ауд.515
8-0162-23-95-60, факс 23-09-96
khorolsky@mail.ru

Витебский государственный университет им.Машерова, г. Витебск
210015, г.Витебск, пр-т Московский 33
Факс 8-0212-23-74-17
факс.21-49-59
belyakova_kat@mail.ru

Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины, г. Гомель
Студенческая учебно-научная лаборатория "Юридическая клиника"

Адрес клиники: г. Гомель ул. Кирова д.119, корпус университета №2 комн. 1-8
Адрес для корреспонденции: 246019 г. Гомель ул. Советская д. 104, УО "ГГУ им. Ф. Скорины", юридический факультет, Юридическая клиника
(8 - 0232) 70 - 36 – 35,
факс 57-81-11 (ректорат), факс 57-16-72 (деканат)
Yurklinikagomel@yandex.ru

Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, г. Гродно
Юридическая клиника инновационного центра юридического образования

230012, г. Гродно, ул. Пушкина д.39 ком.9.
8-0152-48-50-69, факс 43-77-20
yrklinika-grodno@mail.ru

Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова,
г. Могилев
Региональный центр правовой помощи

г.Могилев, ул. Ленинская, 33, общ.№1.
8-0222-31-09-31, факс 28-36-26,
факс 32-65-19
mariya-nov@mail.ru

Полоцкий государственный университет, г. Полоцк
Студенческая служба правовой помощи

Адрес клиник: Витебская обл., г. Новополоцк, ул. Блохина, 30
Адрес для корреспонденции: Витебская обл., г. Новополоцк, ул. Блохина,29
факс 8-0214-53-43-97, 51-60-46
prokuror785@mail.ru
 
 
свернуть

ГРАЖДАНСТВО И МИГРАЦИЯ

развернуть

ГРАЖДАНСТВО И МИГРАЦИЯ

Беженец — лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обстоятельств, не может или не желает вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в силу таких опасений.

 

Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещения людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.

 

Паспорт  гражданина  Республики  Беларусь  является документом,  удостоверяющим личность и гражданство его владельца.
Паспорт  обязан иметь каждый  гражданин Республики Беларусь, достигший 14-летнего возраста.

 

Гражданство — правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится независимо от того, проживает этот человек на территории данного государства или находится за пределами его. Гражданам конкретного государства гарантируется защита и покровительство государства, им принадлежат политические права и свободы.
Гражданство Республики Беларусь — это устойчивая правовая связь человека Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Согласно Закона, гражданство Республики Беларусь приобретается:
  • по рождению;
  • в результате приема в гражданство Республики Беларусь;
  • в порядке регистрации;
  • по иным основаниям, предусмотренным Законом и международными договорами Республики Беларусь.

Управление по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома
(www.guvd.gov.by/migration/)
свернуть

ИНФОРМАЦИЯ О ПОПЕЧИТЕЛЬСКИХ СОВЕТАХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

развернуть

ИНФОРМАЦИЯ О ПОПЕЧИТЕЛЬСКИХ СОВЕТАХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Деятельность попечительских советов осуществляется в соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования, утвержденным Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 146.

Что такое попечительский совет и кто принимает решение о его создании?

Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.
Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение инициативной группы согласовывается с руководителем учреждения образования.

Кто возглавляет попечительский совет? Кто входит в состав попечительского совета школы?
Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года. Общие собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
По инициативе одной трети членов попечительского совета может быть созвано внеочередное общее собрание.
Для координации деятельности попечительского совета в заседании общего собрания может участвовать руководитель учреждения образования.
В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.
Учреждение образования обеспечивает условия для деятельности попечительского совета, в том числе путем предоставления места для хранения документации попечительского совета.

На решение каких задач направлена деятельность попечительских советов?

Задачами деятельности попечительского совета являются:
- содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, привлечении денежных средств для обеспечения деятельности учреждения образования;
- разработка и реализация планов своей деятельности в интересах учреждения образования;
- содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников учреждения образования;
- определение направлений, размеров и порядка использования средств попечительского совета по согласованию с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии), в том числе на:
  • укрепление материально-технической базы;
  • совершенствование организации питания обучающихся;
  • проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий;
  • иные цели, не запрещенные законодательством;
- содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования;
- целевое использование средств попечительского совета.

Имеет ли право руководитель учреждения образования привлекать для финансирования школы средства родителей?
В соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования финансирование учреждений общего среднего образования может осуществляться из разных источников, не запрещенных законодательством. Для решения актуальных задач учреждений общего среднего образования руководитель во взаимодействии с попечительским советом имеет право привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе спонсорскую помощь и средства родителей. Родительская помощь может оказываться только на добровольной основе. Перечисление средств осуществляется по квитанции на расчетный счет учреждения образования.

Как формируются финансовые средства попечительского совета?
Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов, зачисляемых на текущий (расчетный) счет по учету внебюджетных средств учреждения образования, и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета.

Могут ли члены родительского комитета инициировать сбор (перечисление) денежных средств учреждению образования?
Министерство образования в соответствующем письме в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома особо обратило внимание на недопустимость выполнения функций попечительского совета членами родительского комитета.

Как Министерство образования реагирует на ситуацию по сбору денежных средств с родителей?
Обращения граждан, содержащие сведения о предполагаемых фактах сбора средств в учреждениях образования, находятся на постоянном контроле Министерства образования.
Министерство образования направило в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома письмо, в котором особое внимание обращено на недопустимость формирования финансовых средств попечительского совета в нарушение требований пункта 24 Положения в части формирования финансовых средств попечительского совета.

ИНФОРМАЦИЯ О ПОПЕЧИТЕЛЬСКИХ СОВЕТАХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Деятельность попечительских советов осуществляется в соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования, утвержденным Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 146.

Что такое попечительский совет и кто принимает решение о его создании?

Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.
Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение инициативной группы согласовывается с руководителем учреждения образования.

Кто возглавляет попечительский совет? Кто входит в состав попечительского совета школы?
Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года. Общие собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
По инициативе одной трети членов попечительского совета может быть созвано внеочередное общее собрание.
Для координации деятельности попечительского совета в заседании общего собрания может участвовать руководитель учреждения образования.
В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.
Учреждение образования обеспечивает условия для деятельности попечительского совета, в том числе путем предоставления места для хранения документации попечительского совета.

На решение каких задач направлена деятельность попечительских советов?

Задачами деятельности попечительского совета являются:
- содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, привлечении денежных средств для обеспечения деятельности учреждения образования;
- разработка и реализация планов своей деятельности в интересах учреждения образования;
- содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников учреждения образования;
- определение направлений, размеров и порядка использования средств попечительского совета по согласованию с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии), в том числе на:
  • укрепление материально-технической базы;
  • совершенствование организации питания обучающихся;
  • проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий;
  • иные цели, не запрещенные законодательством;
- содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования;
- целевое использование средств попечительского совета.

Имеет ли право руководитель учреждения образования привлекать для финансирования школы средства родителей?
В соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования финансирование учреждений общего среднего образования может осуществляться из разных источников, не запрещенных законодательством. Для решения актуальных задач учреждений общего среднего образования руководитель во взаимодействии с попечительским советом имеет право привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе спонсорскую помощь и средства родителей. Родительская помощь может оказываться только на добровольной основе. Перечисление средств осуществляется по квитанции на расчетный счет учреждения образования.

Как формируются финансовые средства попечительского совета?
Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов, зачисляемых на текущий (расчетный) счет по учету внебюджетных средств учреждения образования, и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета.

Могут ли члены родительского комитета инициировать сбор (перечисление) денежных средств учреждению образования?
Министерство образования в соответствующем письме в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома особо обратило внимание на недопустимость выполнения функций попечительского совета членами родительского комитета.

Как Министерство образования реагирует на ситуацию по сбору денежных средств с родителей?
Обращения граждан, содержащие сведения о предполагаемых фактах сбора средств в учреждениях образования, находятся на постоянном контроле Министерства образования.
Министерство образования направило в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома письмо, в котором особое внимание обращено на недопустимость формирования финансовых средств попечительского совета в нарушение требований пункта 24 Положения в части формирования финансовых средств попечительского совета.
свернуть

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

развернуть

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?

В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?

Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 2 июня по 28 августа подают следующие документы:

- заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;
- медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;
- свидетельство о рождении ребенка.

Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?

Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.

Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?

Не обязательно.

Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?

Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений.

Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.

Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения.

В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.

Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?

Продолжительность учебной недели – 5 дней.

С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.

С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.

Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:

- уроки проводятся только в первую смену;
- для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;
- каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
- учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
- наполняемость класса – не более 20 человек;
- в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
- продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;
- продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут;
- домашние задания учащимся не задаются.

Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?

В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.

Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.

Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей.Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.

В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.

Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.

Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги.  Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.

Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.

Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.
Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.

При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?

Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе. 
Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.

Первокласснику необходимы:

- набор шариковых ручек;
- фломастеры и карандаши;
- ластик;
- точилка;
- обложки для тетрадей и книг;
- пенал;
- линейка;
- краски (акварельные или гуашь);
- альбом для рисования;
- набор кисточек.

Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам?

Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе. После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.

Вопрос 13. На чем остановить выбор: на школе, о которой «ходит» хорошая слава, или же искать хорошего учителя?

Пожалуй, это самый важный вопрос. Поскольку эти ответы будут читать в основном учителя начальных классов, чтобы использовать их для ответов родителям первоклассников на родительских собраниях, то обращаемся к ним.

Уважаемые коллеги! Вы видите по содержанию вопросов, как волнуются родители, отдавая в Ваши руки своих первоклашек. На поставленный в данном случае вопрос ответ такой: ищите хорошего, доброго, терпеливого, любящего детей и свою работу учителя». От Вас зависит все: и желание учеников каждый день «бежать» к Вам в школу, ожидая встречи со своей, самой доброй учительницей, и усвоение нового материала на уроке, и хорошее настроение родителей, и спокойная обстановка в семье, и горящие глаза Ваших учеников, которые первый раз перешагнули порог школы с огромной надеждой и верой в то, что их здесь очень ждали, особенно Вы, их первая учительница.

Родителям можно посоветовать:

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.

А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово - «первый раз в первый класс»!

свернуть

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

развернуть

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

Почти все родители мечтают воспитать из своего ребенка прирожденного лидера. Априори считается, что волевые качества непременно помогут при поступлении в вуз и последующем трудоустройстве, поспособствуют карьерному росту. Но что делать, если вопреки честолюбивым чаяниям мам и пап подросток, по независящим от него причинам, оказался изгоем в классе, считается лузером в дворовой компании? Всегда ли виной тому — его непохожесть на других?

Артему скоро 14, но по внешнему виду больше 11 не дашь. Маленький, щуплый, в очках. Плохо разбирается в современной технике, отстает по точным наукам. На дни рождения к нему приходят только родственники, а лето паренек встречает без свойственной его одногодкам радости: впереди три месяца одиночества, когда даже в кино сходить не с кем. Хорошо хоть, что можно сутками сидеть в социальных сетях, где невидимым собеседникам все равно, какого ты роста и телосложения.

На даче у бабушки Тема — образцово-показательный внук: вместе с ней возится на грядках, присматривает за кроликами, делает уборку в доме. Но катается на велосипеде всегда один. Загорает у реки, плавает тоже в гордом одиночестве, которое скрашивает разве что ноутбуком. Бабушка умиляется, а внук по ночам даже плачет иногда от досады: виртуальный мир — это, конечно, здорово, но хочется и в реальном мире иметь настоящих друзей.

— О том, что у Темы нелады в школе, я узнала совершенно случайно прошлой зимой, когда сын две недели пролежал с ангиной, — рассказывает мама мальчика Марина. — За все это время трижды звонила классная руководительница и ни разу кто-нибудь из его одноклассников. Да и сам он никому из них не звонил. Мне это показалось странным, ведь надо было хотя бы сориентироваться в школьной программе, чтобы Тема не отстал от других. Когда я поинтересовалась, почему у него нет контакта с одноклассниками, он прятал от меня глаза, что-то мямлил. Оказалось, среди его друзей в соцсетях нет ни одного школьного приятеля. А в мобильном телефоне был только номер старосты класса, однако сын категорически отказывался ей звонить. Уже потом я узнала, что эта девочка ему очень нравилась, но она не воспринимала “очкарика” и “тупака” всерьез. Так обзывали Артема одноклассники. Звучали в его адрес и другие обидные словечки.

Постепенно выяснилось многое: Тема сидел в классе за партой один, никто не хотел подсаживаться к “лошку”. Одноклассники игнорили его на переменах и на физкультуре, когда нужно было создавать команды. После уроков и на каникулах никто не звал погонять мяч или посмотреть фильм. Да и Артему некого было пригласить — для сверстников его просто не существовало. Позже сын рассказал: порой жизнь казалась ему такой невыносимой, что он всерьез задумывался о самоубийстве. Читал в интернете, каким способом это лучше сделать. Остановило его только то, что он, по его же словам, очень любил и жалел меня. Эти признания стали для меня шоком...

Чтобы разобраться в ситуации, я решила поговорить с классной руководительницей Артема. Она сказала, что дети часто бывают жестокими, что буллинг (психологическая травля) в школе — частое явление. Изгоем может стать ребенок, который сильно отличается от остальных: не так одевается, не интересуется тем, что считается в подростковой среде “топовой темой”, отстает в физическом развитии, ведет себя тихо и бесконфликтно.

Была еще одна проблема, о которой учительница тактично умолчала, но которая лежала на поверхности: сын учился в классе, где большинство детей росли в обеспеченных семьях. Увы, будучи матерью-одиночкой, я не могла покупать Теме модные вещи и гаджеты.

Чтобы хоть немного выработать у сына уверенность в себе и научить его общаться со сверстниками, мы начали посещать психолога. Школу нам посоветовали сменить. Очень жалею, что не занялась этой проблемой раньше. Впервые удалось отправить сына в детский лагерь. Раньше он всегда отнекивался, даже в истерику впадал со слезами, а я не понимала, в чем причина. Теперь знаю: Артем панически боялся компании сверстников.

17-летняя Оксана сознательно проигнорировала свой школьный выпускной, настолько ненавистными стали для нее годы, проведенные за партой:

— Я стала белой вороной среди одноклассников в 13 лет. Училась на отлично, примерное поведение, педагоги меня часто ставили в пример. Не курила, не была красивой и модной. Видимо, это сильно бесило тех, с кем я в одном коллективе провела 11 лет. Долгое время меня откровенно “чмырили”: могли на перемене запереть одну в классе, присылали на почту стишки неприличного содержания, устраивали бойкот. Однажды выбросили с третьего этажа мою одежду, пока я сдавала нормативы по физкультуре. Я не была злопамятной, всегда давала списывать контрольные, подсказывала на уроках, но меня все равно откровенно не любили. Не понимаю, за что. Даже нормальные девочки и мальчики в нашем классе старались обходить меня стороной, не общались со мной — за это могли “захейтерить”. Если против одного ополчилось большинство, защитников у жертвы не найдется. Я вспоминаю школу с ужасом. Нет, меня не били, не плевали мне в лицо, но все равно каждый новый понедельник я ненавидела весь мир. И жила только мыслями об окончании уроков. Представляете, каково это? Родителям было все равно — они решали свои проблемы. Да так меня воспитали: не жалуйся, учись решать проблемы самостоятельно, если с тобой происходит что-то плохое, в этом в первую очередь твоя вина, значит, ты спровоцировала. Какая уж тут поддержка? То, что у меня нет друзей, строгого папу даже устраивает: будет меньше дури в голове, никто не предложит покурить спайс или поехать с ночевкой к мальчикам. С его точки зрения, одиночество — верный путь познания себя. Вот я и познаю...

То, что ребенок стал изгоем в классе, — это, как ни странно звучит, “вершки” проблемы. А “корешки” таятся в самой структуре коллектива, считает старший преподаватель кафедры психологии и управления Минского областного института развития образования Ирина Ботяновская:

— В ситуации буллинга всегда есть три “игрока”: тот, кто травит, тот, кого травят, и обязательно зрители. И то, что в одном классе заметят и помогут исправить, в другом — высмеют.

Изгои могут быть постоянными и временными. Временный изгой — это ребенок, которого неформальный лидер наказывает за какую-то провинность. Многие из взрослых были на этом месте. Периодически то к одному, то к другому члену группы лидер предъявляет претензию.

И дело тут не в изгое. Просто на него сегодня пал выбор “вожака”. За его счет сегодня будут самоутверждаться. И соответственно повод для травли не так и важен, потому что им может стать все, что угодно. Важно другое: качество, за которое травят (внешнее или внутреннее), как правило, проявляется у ребенка чуть больше, чем у остальных.

Например, он может быть застенчивым, молчаливым, часто болеющим, объясняет специалист. Еще вчера его никто не замечал, а сегодня он — объект насмешек. А может быть и выскочкой. К этой категории относятся как дети, хорошо подготовившие урок (“Я знаю! Спросите меня!”), так и те, кто просто хочет быть принятым в компанию (“Я могу! Возьмите меня!”). Часто травле подвергаются высокомерные, заносчивые ребята. Кстати, в этой группе много одаренных. Таким детям просто невдомек, что кто-то из класса не понимает задачу или, скажем, не может подтянуться. Ведь одаренному это дается легко. Именно поэтому он смотрит на детей, не достигающих таких показателей, свысока, не понимая, сколько сил им нужно приложить.

Еще один вариант — ребенок чем-то отличающийся внешне. Худой, полный, высокий, низкий, рыжий, кучерявый, заикающийся.

— Это может быть “один в поле воин” — единственный мальчик или девочка в классе, единственный ребенок-колясочник, единственный, не имеющий айфона, — перечисляет Ирина Ботяновская. — Список можно продолжать. Есть и постоянные изгои. Важным является то, что у изгоя есть качество, которого нет у лидера. Или он совершил что-то такое, что не смог по какой-то причине (порой объективной, а порой субъективной) лидер. По сути, этот человек — прямой конкурент “вожаку”. Так как в чем-то он лучше. Но именно это “лучше” ему и не простят. Чем сильнее лидер, тем сильнее травля.

— По каким признакам родители могут понять, что у ребенка не ладятся отношения в коллективе, что он не может завести друзей?

— Признаков много. Основные из них — ребенок не хочет идти в школу без видимой причины (он не болен, уроки сделаны, контрольных работ не предвидится). В школе у него пропадают или портятся вещи. Домой он порой приходит с синяками, царапинами, ссадинами. В ответ на ваш вопрос о школе — ни с того ни с сего замыкается в себе или, напротив, злится, нервничает, срывается, плачет. У него нет никаких контактов одноклассников. И если не записал домашнее задание, спросить его не у кого. Он не общается с одноклассниками за пределами школы.

 Можно ли помочь подростку-изгою? Или необходимо менять коллектив, в котором он не ужился?

— Проводить работу с одним изгоем, оставив “за бортом” класс, не следует. Этим вы только еще больше его выделите. А он и так уже “иной”. Работать нужно со всем коллективом, а порой даже с несколькими (если, например, инициатор травли — из другого класса). И меры должны быть как экстренными, так и длительными. Нужно прививать классу моральные нормы, говорить, что такое добро и зло — как бы, возможно, это высокопарно сейчас ни звучало.

Родителям могу сказать следующее: ребенку нужно самому выстраивать отношения в классе. При вашей незримой поддержке. Надо не закрывать глаза на проблему, а признать ее. Но и не пытаться решать за ребенка.

Необходимо учить ребенка (и одновременно учиться вместе с ним) конструктивно “выплескивать” негативные эмоции, которые он испытывает, являясь объектом травли. Приветствуется любая деятельность, с помощью которой можно потратить накопившуюся энергию, — активные виды спорта, спонтанное рисование. Это первый шаг. А второй — учиться получать позитивные эмоции. Для этого подойдут прослушивание музыки, посещение театра, просмотр фильма, прогулка по парку, катание на велосипеде.

А еще очень важно научиться видеть в себе не только плохое. Есть хорошее упражнение. Называется “Зато я...” Да, я плохо пишу сочинения, зато я хороший пловец или хорошо рисую. Или еще одно — “Где я еще смогу?” Нужно набросать как можно больше позиций, где качества (как те, за которые травят, так и альтернативные им) могут дать максимальные результаты. Это поможет ребенку не зацикливаться на негативе и увидеть другие стороны своей личности. Он станет чуть больше любить и ценить себя. И мнение других людей уже не будет так сильно его ранить. А это означает, что травить его станет неинтересно.

КСТАТИ

У буллинга есть весьма неприятные последствия — отчаянные поступки ребенка-жертвы. Например, воровство. Изгой может украсть дома (или где-то еще) деньги, приобрести на них вкусняшек и раздать все это другим детям, чтобы таким образом “купить” их любовь, дружбу, хорошее отношение.

Ребенок может начать лгать. Не находя в реальном мире того, что может повысить его ценность, непопулярный подросток или ребенок с какими-то особенностями в развитии придумывает нечто, способное произвести на окружающих выгодное впечатление. Он хвастается несуществующими родственниками, обладающими чем-то, что считается престижным в конкретной компании.

И, наконец, самое страшное — непрекращающийся буллинг может обернуться для подростка попыткой суицида или покушения на жизнь “вожака”, который изощряется в травле.

свернуть

СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ

развернуть

СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ

Процедура постановки семей на учет как находящихся в социально опасном положении (СОП) выглядит следующим образом: специалисты реагируют на все сигналы об опасном для ребенка положении и передают информацию в отдел образования. Эти сведения поступают в школу, детский сад или социально-педагогический центр, в котором воспитывается или учится несовершеннолетний.

Затем собирают комиссию, в состав которой могут входить представители различных структур: отделов образования, учреждений здравоохранения, МВД, МЧС, общественных организаций и объединений. Получается, что вопросами профилактики семейного неблагополучия занимается не только система образования, но и межведомственные органы. Комиссия в течение 15 рабочих дней проводит социальное расследование: опрашивают соседей, близких родственников и т.д.

После соцрасследования все материалы рассматривает совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений. А вот непосредственно решением о постановке на учет занимаются координационные советы – они созданы при каждом исполкоме.

Если родители выполнят все рекомендации совета профилактики до заседания коллегиального органа, вероятность того, что семью признают находящейся в опасном положении, сводится к минимуму. С мамами и папами, дети которых признаны находящимися в СОП, работают по индивидуальным планам.

Критерии выявления семьи, находящейся в социально опасном положении

Существует 3 основных критерия, когда ребенок находится в социально опасном положении: родители не обеспечивают его жизненные потребности (в пище, образовании, диагностике и лечении), не следят за его поведением (есть проблемы с законом), ведут аморальный образ жизни. Каждый из этих критериев должен быть подтвержден официально.

Угроза для жизни ребенка

Во время посещения многих семей комиссия нередко наблюдает следующую картину: дети проживают в антисанитарных условиях и истощены, продуктов питания дома нет, родители злоупотребляют спиртным. Такая обстановка способствует возникновению угрозы здоровью несовершеннолетних. Чаще всего таких детей признают нуждающимися в госзащите, детей изымают из семьи и передают в социально-педагогические центры. Параллельно с этим госорганы проводят работу с родителями с целью восстановить семьи.

Наталья Марцинкевич, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси

Подробнее читайте в постановлении Совета Министров от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении», которое размещено в банке данных «Мир Права».

свернуть

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ

развернуть

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ

Семейная политика в Республике Беларусь включает в себя комплекс мер поддержки семей и реализуется через предоставление:
  • пособий в связи с рождением и воспитанием детей;
  • семейного капитала;
  • государственной поддержки при строительстве (реконструкции) жилья;
  • социального обслуживания семей с детьми;
  • бесплатного питания детям первых двух лет жизни и другая адресная социальная помощь;
  • гарантий и льгот в сфере образования, здравоохранения, пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства и др.

Семья

Система государственных пособий семьям, воспитывающим детей

В республике действует целая система государственных пособий. В нее входят три группы пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми – всего 11 видов (Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»).

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет установлено на уровне 35–40 % среднемесячного заработка по стране. Пособие выплачивается за весь период ухода за ребенком до исполнения ребенку возраста 3 лет (в том числе при выходе лица, осуществляющего уход за ребенком, на работу), причем всем получателям, независимо от уровня доходов, факта уплаты страховых взносов, занятости.

Размеры единовременных пособий:

  • при рождении первого ребенка – 10 БПМ в среднем на душу населения;
  • при рождении второго и последующих детей – 14 БПМ.

Дополнительные выплаты также осуществляются из средств местных бюджетов при рождении двоих и более детей.

Многодетная семья

Программа семейного капитала

С 2015 года реализуется программа семейного капитала – единовременное предоставление безналичной денежной выплаты в размере $10 тыс. при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей (Указ от 9 декабря 2014 года № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей»).

Результаты пятилетней программы семейного капитала (2015–2019 гг.) доказали ее эффективность. Темп роста количества третьих и последующих детей, рожденных за период программы, составил 140,7 % по сравнению с периодом 2010–2014 годов.

С 1 января 2020 года программа семейного капитала продлена на новый пятилетний срок – по 31 декабря 2024 года включительно (Указ от 18 сентября 2019 года № 345).

Основные новации программы до 2024 года:

  • размер семейного капитала установлен в белорусских рублях с последующей ежегодной индексацией;
  • расширены направления досрочного использования с учетом потребностей многодетных семей (на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, получение в государственных учреждениях образования среднего специального или высшего образования I ступени, медицинских услуг). 90 % используется на улучшение жилищных условий.

Кроме того, 1 октября 2021 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 375 «О мерах по оказанию государственной поддержки», согласно которому многодетные семьи будут получать финансовую помощь государства в погашении льготных кредитов либо субсидии на погашение основного долга по коммерческим кредитам до 23-летнего возраста детей.

Хотите узнать больше правовой информации по теме – смотрите вебинары Национального центра правовой информации:

Система адресной социальной помощи

За счет системы адресной социальной помощи осуществляется поддержка семей с низким уровнем дохода. Это ежемесячные и единовременные социальные пособия, обеспечение продуктами питания детей в возрасте до 2 лет.

Неполным семьям, воспитывающим детей-инвалидов, ежемесячное социальное пособие представляется на максимально возможный срок – 12 месяцев.

При рождении в семье двойни, тройни обеспечение детей бесплатными продуктами питания предоставляется независимо от совокупного дохода семьи.

В целях снижения уровня малообеспеченности многодетных семей с 1 сентября 2020 г. для них увеличены период предоставления ежемесячного социального пособия (с 6 до 12 месяцев включительно) и критерий нуждаемости (со 100 до 115 % БПМ в среднем на душу населения).

Семья

Система социального обслуживания семей с детьми

Она включает в себя:

  • бесплатные услуги няни по уходу за детьми в возрасте до 3 лет при рождении двойни, тройни, воспитании в семье ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, родителям, имеющим инвалидность 1 или 2 группы, воспитывающим детей в возрасте до 6 лет;
    Подробнее читайте в статье Детского правового сайта «Мэри Поппинс спешит на помощь».
  • услуги социальной передышки для семей, воспитывающих ребенка-инвалида (на базе домов-интернатов). За период пребывания ребенка родители оплачивают только питание, при этом за семьей сохраняется право на получение социальной пенсии и пособия. Сегодня эта услуга предоставляется на период до 56 дней в календарном году. Ее цель – дать родителям (членам семьи) возможность для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов;
  • услуги социального патроната и временного приюта (кризисная комната) в центрах социального обслуживания населения для комплексного решения проблем семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Эта деятельность направлена на предупреждение насилия в отношении женщин и детей, семейного неблагополучия, кризисной ситуации.

Кроме того, в нашем государстве существуют правовые гарантии для семей с детьми в области трудового законодательства, регулируемые Трудовым кодексом Республики Беларусь. Они распространяются на обоих родителей, в том числе на мачеху и отчима.

Одна из основных норм – отпуск по уходу ребенком до достижения им возраста 3 лет. На законодательном уровне предоставлено право семье самостоятельно определять, кто из работающих родителей будет осуществлять уход за ребенком и соответственно находиться в таком отпуске. Система предоставления отпуска гибкая – его можно разделить на части любой продолжительности.

При этом предусмотрено обязательное продление срока контракта:

  • с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, – не менее чем до окончания указанных отпусков;
  • с матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, с согласия – не менее чем до достижения ребенком возраста 5 лет.

В целях совмещения семейных и трудовых обязанностей для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо троих и более детей в возрасте до 16 лет, предусмотрен дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего заработка.

Родителям, воспитывающим двоих детей в возрасте до 14 лет, предоставлено право на дополнительный свободный от работы день в месяц, оплата которого может предусматриваться в коллективных договорах, локальных нормативных актах нанимателя.

Отец

Для повышения вовлечения отцов в воспитание детей в 2019 году в Трудовой кодекс внесен ряд изменений, которые вступили в силу с 28 января 2020 г. Одно из важных новшеств – это введение отцовского отпуска при рождении ребенка. Наниматель обязан предоставить такой отпуск по желанию работника сроком до 14 дней в течение 6 месяцев после рождения ребенка.

Установлены также:

  • право выбора трудового отпуска в летнее время у отцов (отчимов), воспитывающих ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет;
  • право предоставления отцу (отчиму), воспитывающему двоих и более детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), права использования трудового отпуска до истечения 6 месяцев работы у нанимателя;
  • распространение гарантий, предусмотренных для работающих женщин-матерей, на работающих одиноких родителей, воспитывающих детей.

Кроме того, Трудовым кодексом урегулированы вопросы, связанные с дистанционной занятостью, для совмещения профессиональных и родительских функций.

Преимущество для многодетных матерей в пенсионном законодательстве

Это досрочное (на 5 лет) назначение пенсии родителям, воспитавшим пятерых детей, назначение пенсии за особые заслуги матерям, воспитавшим девять и более детей. В числе последних, вступивших в силу с 1 января 2021 года:

  • снижение страхового стажа до 10 лет для женщин, родивших и воспитавших четверых детей;
  • увеличение длительности периодов ухода за детьми в возрасте до трех лет, включаемых в общий стаж и учитываемых при исчислении пенсии, с 9 до 12 лет.

Инфографику по этой теме от Портала Pravo.by смотрите здесь.

свернуть

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

развернуть

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Согласно статье 29 Закона «О правах ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на особую заботу государства. Им предоставляются государственное обеспечение и гарантии по социальной защите – об этом читайте в материале Детского правового сайта «Как государство помогает детям-сиротам».

Органы опеки и попечительства, иные организации, которые уполномочены осуществлять защиту прав и законных интересов детей, должны предпринимать все меры по их устройству на воспитание в семью. В первую очередь дети с учетом их интересов подлежат устройству в семьи родственников детей либо в семьи граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории нашей страны. При этом в соответствии со статьей 118 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье приоритетной формой устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью является усыновление. При невозможности усыновления они подлежат устройству на воспитание в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения.

Дети

Опека и попечительство над детьми – наиболее традиционные формы семейного устройства. В соответствии со статьями 32–33 Гражданского кодекса Республики Беларусь и статьями 144–145 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье:

  • опека устанавливается над малолетними детьми – в возрасте до 14 лет, а также над лицами, признанными судом недееспособными;
  • попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности.

Нюансы

Опекун исполняет свои обязанности безвозмездно. Он не обязан содержать ребенка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. На содержание подопечного ребенка опекун, попечитель получает ежемесячные денежные средства.

Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его физическом развитии и обучении. Важно, чтобы опекун мог создать для подопечного необходимые бытовые условия, обеспечить надлежащий уход и лечение, защитить при необходимости права и законные интересы ребенка. Опекун не должен препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, если такое общение соответствует интересам ребенка. Нескольким детям может быть назначен один опекун, если их интересы не находятся в противоречии. Опекун и подопечный ребенок должны проживать совместно.

Цели установления опеки

Опека и попечительство устанавливается для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей.

Как стать опекуном

Если Вы хотите стать опекуном, необходимо:

Шаг 1

Представить в управление (отдел) образования по месту жительства:

  • заявление;
  • паспорт, или иной документ удостоверяющий личность;
  • автобиографию кандидата в опекуны;
  • медицинскую справку о состоянии Вашего здоровья, а также членов Вашей семьи;
  • одну фотографию размером 30 х 40 мм;
  • свидетельство о заключении брака (если состоите в браке);
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с Вами.

Шаг 2

В течение месяца управление (отдел) образования сделает соответствующие запросы в учреждения и организации, располагающие сведениями о Вашей правоспособности быть опекуном, попечителем, изучит уклад жизни и традиции Вашей семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценит готовность всех членов вашей семьи удовлетворить основные жизненные потребности ребенка и вынесет заключение, о том, можете ли Вы стать опекуном.

Шаг 3

Вы сможете познакомиться с будущим подопечным ребенком по направлению управления (отдела) образования. Специалисты учреждения, в котором находится ребенок, ознакомят Вас с историей ребенка, его состоянием здоровья и другой информацией, имеющей важное значение для ребенка и для Вас.

Шаг 4

Если в результате знакомства с ребенком у Вас установился контакт, и Вы приняли решение о принятии этого ребенка в свою семью, Вам необходимо обратиться в управление (отдел) образования с заявлением об установлении опеки над данным ребенком.

Шаг 5

С момента принятия решения органа опеки и попечительства о назначении Вас опекуном ребенка, Вы исполняете права и обязанности опекуна. На основании решения органа опеки и попечительства Вы сможете забрать ребенка из учреждения, в котором он находится.

Вам необходимо знать, что Ваш подопечный будет состоять на учете в управлении (отделе) образования по месту жительства со дня установления опеки до совершеннолетия ребенка или до принятия решения об освобождении Вас от обязанностей опекуна (см. ниже).

Семья

Кто может стать опекуном

Согласно статье 153 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье опекуном может стать совершеннолетний гражданин:

 

  • не имеющий судимости за умышленные преступления, не осуждавшийся ранее за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
  • не страдающий хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  • не имеющий заболеваний, препятствующих выполнению функций опекуна, попечителя (Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, установленный Министерством здравоохранения Республики Беларусь);
  • не лишавшийся судом родительских прав;
  • не признававшийся судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 
  • не отстранявшийся от обязанностей опекуна, попечителя, усыновителя за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей, а также тот, чьи дети не признавались нуждающимися в государственной защите.

 

В каких случаях прекращается опека

Этими случаями являются:

  • достижение подопечным возраста 18 лет;
  • вступление подопечного в брак, если ему в установленном порядке снижен брачный возраст;
  • объявление подопечного полностью дееспособным (эмансипация).

Решение местного исполкома (администрации) о прекращении попечительства в этих случаях не требуется.

Кроме того, существуют и основания освобождения опекунов (попечителей) от выполнения ими своих обязанностей (ст. 167 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье):

  • усыновление (удочерение) подопечных;
  • возвращение детей на воспитание родителям;
  •  по просьбе родителей, если опека, попечительство над детьми установлены по их ходатайству или с их согласия;
  • предоставление детям государственного обеспечения в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;
  • признание опекуна, попечителя недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • возникновение у опекуна, попечителя заболеваний, включенных в Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями;
  •  личная просьба опекуна, попечителя при наличии уважительных причин (заболевание опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным, переезд на постоянное жительство в другую местность и т.п.).

В данном случае выносится решение местного исполкома (администрации) о прекращении попечительства.

По вине опекуна он может быть отстранен от выполнения своих обязанностей (ст. 168 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье). Так, это возможно в случае:

  • ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей;
  • лишения опекуна, попечителя родительских прав либо признания их детей нуждающимися в государственной защите;
  • совершения опекуном, попечителем умышленного преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
  • использования опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи.

В данном случае выносится решение местного исполкома (администрации).

Вопросы установления опеки (попечительства) урегулированы:

Процедура установления международной опеки (попечительства) урегулирована в Положении о порядке международного усыновления (удочерения) и установления, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2007 г. № 122.

Также существует патронатное воспитание. Это форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования. Целью является формирование у них позитивного опыта жизни в семье, поддержания и укрепления их родственных связей, создания условий для подготовки к самостоятельной жизни и социальной адаптации. Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования. Опека, попечительство над детьми, переданными на патронатное воспитание, сохраняется за руководителями учреждений. Подробнее о патронатном воспитании читайте здесь.

свернуть

ОСОБЕННОСТИ ВЫЕЗДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН БЕЛАРУСИ ЗА ГРАНИЦУ

развернуть

ОСОБЕННОСТИ ВЫЕЗДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН БЕЛАРУСИ ЗА ГРАНИЦУ

 

Министерство иностранных дел Республики Беларусь информирует об адресах веб-сайтов, на которых содержатся актуальные сведения о существующих визовых режимах и правилах въезда в данные государства с указанными целями.

Наиболее часто осуществляется выезд несовершеннолетних граждан Беларуси с целью оздоровления и обучения в государства: Австрия, Великобритания, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Канада, США, Франция.

 Посольство Австрии

 Посольство Великобритании

 Посольство Германии

 Посольство Ирландии

 Посольство (визовый центр) Испании

 Посольство Италии

 Посольство Канады

 Посольство США

 Посольство Франции

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
свернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫЕЗЖАЮЩИХ ЗА РУБЕЖ

развернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫЕЗЖАЮЩИХ ЗА РУБЕЖ

 
 
Начинается лето – пора отдыха и отпусков. Кто-то предпочитает отдых на даче, кто-то - с удочкой на озере, а многих манят далекие страны, желтый песок, теплое море, экзотические впечатления. Предлагаем некоторые простые рекомендации тем, кто планирует отправиться в путешествие, чтобы отдых был удачным и оставил после себя только приятные впечатления.

 Перед тем, как отправиться в путешествие, следует подумать, насколько состояние здоровья позволяет выехать в ту или иную страну в зависимости от климата, условий питания, особенностей культурного отдыха, возможности проведения профилактических прививок, приема лекарственных препаратов для профилактики инфекционных болезней. Для этого необходимо пройти тщательный медицинский осмотр и получить заключение врача. С особым вниманием следует отнестись к рекомендациям врача больным хроническими заболеваниями, беременным и лицам с малолетними детьми.

При выезде в зарубежные страны необходимо знать, что в некоторых из них существует реальная возможность заражения инфекционными и паразитарными заболеваниями, которые характеризуются тяжелым клиническим течением, поражением жизненно важных органов и систем организма, и могут привести к смертельному исходу. Туристические фирмы, организующие поездки, должны предоставить выезжающим информацию о санитарно-эпидемической обстановке и возможном риске заражения, мерах личной профилактики и действиях в случае развития  заболевания, с обязательным вручением памяток.

При въезде в некоторые страны Южно-Американского и Африканского континентов (Ангола, Бенин, Буркина Фасо, Бурунди, Габон, Гана, Гвиана Французская, Заир (Демократическая Республика Конго), Камерун, Конго, Кот-д`Ивуар, Либерия, Мали, Нигер, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сьерра-Леоне, Того, Центрально-Африканская), неблагополучных по желтой лихорадке, требуется обязательное проведение профилактических прививок, являющихся единственной мерой предупреждения этого опасного заболевания. Прививка проводится не позднее, чем за 10 дней до выезда, иммунитет сохраняется в течение 10 лет, после чего проводится повторная вакцинация. Без международного свидетельства о вакцинации против желтой лихорадки выезд в неблагополучные страны запрещается.
 
Выезжая в страны, неблагополучные по малярии необходимо, получить рекомендации у своего врача о приеме лекарственных препаратов для профилактики данного заболевания.

Профилактика малярии складывается из 2 направлений: предупреждение заражения и профилактика заболевания.

Предупреждение заражения – это  защита помещений от проникновения переносчиков (засетчивание окон) и защита от их укусов (установка прикроватных марлевых пологов, уничтожение залетевших комаров инсектицидными средствами с помощью электроиспарителей-фумигаторов; вне помещения - обработка открытых участков тела отпугивающими препаратами – репеллентами);  основное же в предупреждении прививной малярии - использование для инъекций  только одноразовых шприцов.

Профилактика заболевания – это прием по назначению врача лекарственных противомалярийных препаратов (химиопрофилактика), начиная за неделю перед выездом в неблагополучный регион, весь период пребывания там и еще 4-6 недель после возвращения домой.

Учитывая же, что во многих тропических странах распространена лекарственноустойчивая малярия, помимо химиопрофилактики захваченными с собой медикаментами, туристам, на случай, если заболевание со временем все-таки разовьется, рекомендуется впрок приобретать противомалярийные лекарства, применяемые для ее лечения  местным населением.

Необходимо помнить, что во время пребывания в стране, неблагополучной по малярии, и в течение 3-х лет после возвращения, при любом повышении температуры следует немедленно обращаться в лечебное учреждение и сообщать врачу о своем  пребывании в «тропиках».

Перед поездкой сформируйте и имейте при себе аптечку первой помощи, которая окажется под рукой и поможет при легких недомоганиях, сэкономит время на поиски лекарственных средств и избавит от проблем общения на иностранном языке.

Во время путешествия необходимо соблюдать определенные правила и ограничительные меры проживания, питания и культурного отдыха.

Люди из стран умеренного климата нуждаются в адаптации в странах с тропическим и субтропическим климатом. Для предупреждения солнечного и теплового ударов необходимо носить одежду из легких и натуральных тканей, летний головной убор, смазывать открытые участки кожи кремом от загара, увеличить количество потребления жидкостей и ограничить прием алкогольных напитков.

Во время отдыха следует быть особенно осторожными при контакте с животными, так как они являются источниками многих инфекционных и паразитарных болезней. Не трогайте кошек, собак и других животных! Это опасно практически во всех странах. Если вы при контакте с животным поцарапались, получили укус, или просто на кожу попала слюна, тщательно промойте эту часть тела водой с мылом. Немедленно обратитесь к врачу для решения вопроса о проведении прививок против бешенства и столбняка.

Другую опасность представляют укусы ядовитых змей, насекомых и обитателей тропических морей, которые могут привести к серьезным нарушениям здоровья. Большинство опасных для человека кровососущих насекомых (блохи, клещи, комары, москиты, слепни, мошки и мухи) являются переносчиками тропических инфекционных и паразитарных заболеваний. Для предупреждения осложнений во время отдыха на природе необходимо избегать контактов с животными, пресмыкающимися и насекомыми, надевать одежду с длинными рукавами, брюки, ботинки с плотными гетрами или носками, применять репелленты.

 Проживание допускается только в гостиницах, обеспеченных централизованным водоснабжением и канализацией. При наличии в номере комаров, блох, грызунов необходимо немедленно поставить в известность администрацию для принятия срочных мер по их уничтожению. В случае скопления летающих насекомых требуйте оснащения окон и дверей, кроватей противомоскитными сетками и предоставления электрофумигаторов.

 Прием пищи допускается в определенных пунктах питания, где используются продукты гарантированного качества промышленного производства. Для питья, мытья фруктов и овощей должна использоваться только бутилированная или кипяченая вода. Следует употреблять напитки и соки только промышленного производства и гарантированного качества. 

Запрещается покупать лед для охлаждения напитков у продавцов уличной торговли, использовать в пищу продукты традиционной национальной кухни сомнительного качества, продукты с истекшим сроком годности, не прошедшие гарантированную технологическую обработку, а также приобретенные в местах уличной торговли.

Проведение экскурсий, других мероприятий (охота, рыбалка) не рекомендуется в местах, не обозначенных официальной программой. Купание разрешается только в бассейнах и специальных водоемах.

Не рекомендуется лежать на пляже без подстилки, ходить по земле без обуви.

Не рекомендуется приобретение меховых, кожаных изделий, а также животных и птиц у частных торговцев.
Необходимо строго соблюдать правила личной гигиены!

По возвращении из путешествия  в течение некоторого времени   внимательно следите за изменениями своего здоровья. При возникновении лихорадочного состояния, тошноты, рвоты, жидкого стула, кашля с кровавой мокротой, сыпи на кожных покровах и слизистых  следует немедленно обратиться к врачу для медицинского осмотра и обследования на инфекционные и паразитарные заболевания. Обязательно предупредите врача о пребывании за рубежом!

Помните - Ваше здоровье в Ваших руках!
свернуть