О создании условий для успешной адаптации первоклассника
Период развития ребенка в первом классе является переходным между дошкольным и младшим школьным возрастом. С приходом в школу ведущая деятельность детей меняется. Игра, посильный труд, творчество начинают подчиняться обучению. Поэтому важно, чтобы переход от игровой деятельности к учебной был постепенным. Работа с 6-7 летними детьми предусматривает обязательный учет их психологических и физиологических особенностей. Первоклассники хотят получить признание взрослого и хорошими поступками стремятся заслужить похвалу. Поэтому учащиеся быстрее откликаются на просьбы, нежели на жесткие требования. В первом классе в ребенке необходимо сформировать внутреннюю позицию обучающегося - положительное отношение к образовательному процессу, новый тип отношений со взрослыми людьми и с учителем.
Адаптация в школе - ответственный этап жизни первоклассника, учителей и родителей. Именно в этот период ребенок и осваивает школьные нормы, у него формируется интерес к школьной жизни, появляется вера в собственные силы - одним словом, дети начинают взрослеть. Но в это время адаптации наблюдается негативная физиологическая реакция детского организма на резкое изменение привычного образа жизни: быстрая утомляемость, нарушение сна и аппетита, возбудимость, раздражительность. Поэтому учителю нужно установить положительный эмоциональный контакт с детьми их родителями, создать благоприятные условия для психологической и физиологической адаптации первоклассников к школьной жизни.
Начало обучения ребенка в первом классе – сложный и ответственный этап. Это не только новые условия жизни и деятельности, но и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется социальная позиция: был ребенком, стал школьником. Меняется социальный институт обучения и воспитания: не сад, а школа, где учебная деятельность становится ведущей, обязательной, социально значимой и оцениваемой - такой, которая расширяет права и обязанности ребенка, его связи с окружающей средой. Первоклассник - это начало общественной жизни человека как субъекта деятельности.
Адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Чтобы привыкнуть к школе по-настоящему, нужны не день и не неделя. Это длительный процесс, связанный с напряжением всех систем организма. Только спустя 5-6 недель показатели работоспособности повышаются и становятся более устойчивыми, а у ребенка проходят напряжение и тревожность. В зависимости от состояния здоровья, обстановки в семье, посещения или непосещения детского сада, адаптация к школе и новым условиям жизни может протекать по-разному. Первоклассники, посещавшие дошкольные учреждения, как правило, легче адаптируются к школе, чем дети, которые находились дома и не привыкли к длительному пребыванию в детском коллективе и установившемуся режиму.
Период адаптации к школе проходит лучше у здоровых детей Но, к сожалению, сегодня лишь половина первоклассников полностью здоровы. Поэтому процесс адаптации часто сопровождается осложнениями и затягивается на длительный срок.
С первых недель обучения дети постепенно отдаляются от родителей, хотя постоянно испытывают потребность в поддержке и помощи взрослого человека. Отношения с родителями, состав семьи и взаимоотношения между её членами влияют на школьника. С поступлением ребенка в первый класс родители приобретают новый статус - родители первоклассника. А вместе с ним и проблемы, которые родители решают совместно с ребенком, и радости успеха переживаются совместно. Часто в беседе с родителями первоклассников приходится слышать: «Мы пошли в первый класс…», «Нам задали выучить стихотворение…», «Мы не успели сделать домашнее задание…». Употребление местоимений «мы», «нам» свидетельствует о том, что вопросы школьной жизни являются для родителей общими. Вместе переживаются и первые школьные трудности. Как помочь их преодолеть? Как найти общий язык с учителем и одноклассниками? Что делать, чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе?
Некоторые предложенные советы могут стать ответом на многие вопросы. Для этого важно раскрыть первую проблему, а именно ту, в которой заключается сущность понятия «адаптация к школе».
Адаптация - это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями дошкольного учреждения.
В психолого-педагогических исследованиях определяются характеризуются три уровня адаптации.
1-й уровень – высокий. Первоклассник положительно относится к школе, адекватно воспринимает правила и требования, легко усваивает учебный материал, вежлив, внимательно выслушивает указания, объяснения учителя, охотно и добросовестно выполняет поручения; обнаруживает высокую заинтересованность к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам, в классе имеет положительный статус.
2-й уровень – средний. Первоклассник положительно относится к школе, посещение уроков не вызывает негативных эмоций; он понимает учебный материал, когда учитель подробно его объясняет, усваивает основное содержание программы по всем предметам, но сосредоточен лишь тогда, когда делает что-то интересное для себя; почти всегда готовится к урокам, поручения выполняет добросовестно, дружит с одноклассниками.
3-й уровень – низкий. Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе; часто жалуется на здоровье, плохое самочувствие, преобладает подавленное настроение, наблюдается нарушение дисциплины, самостоятельная работа вызывает трудности, при выполнении заданий не проявляет к ним интереса, требует постоянного контроля, систематических напоминаний и побуждений как со стороны учителя, так и со стороны родителей, при наличии длительных пауз для отдыха не может сохранять внимание для понимания нового материала.
Учащиеся, которым труднее адаптироваться к школе, требуют внимания и индивидуального подхода как со стороны учителя, школьного психолога, так и родителей