Проект "Родительский университет"

План реализации  республиканского  проекта «Родительский университет» В ГУО «Правдинская средняя школа» в 2023/2024 учебном году

развернуть
 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Iступень«Мойребенокмладший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых

вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведе-

ния

Ответствен- ные

 

1-е классы

 

 

 

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально- психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

сентябрь

лекция/ практикум

/ вебинар

Казак Т.В., Ковалева Г.Д.

педагог- психолог,

медицинский работник

1.2

Тема 2. Режим дня школьника

Соблюдение санитарно-

гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у

первоклассника

ноябрь

беседа/ практикум

/ мастер- класс

Казак Т.В., Ковалева Г.Д., медицинский

работник

 

 

 

 

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

 

Ценности, традиции и обычаи

семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у

ребенка желания трудиться

январь

круглый стол/

дискуссия/

форум

Казак Т.В., Ковалева Г.Д.

 

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции внашей жизни.

 

Значение эмоционально- чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

апрель

семинар- практикум

/психологи ческий тренинг

Казак Т.В., Ковалева Г.Д.,

педагог- психолог

 

 

2-е классы

 

 

 

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

 

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учѐбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

октябрь

беседа/ семинар-

практикум

/ вебинар

Блошак И.А., Осипчик Е.В.

2.2

Тема 2. Главные правила

здорового образа жизни.

 

Здоровье школьника и его

успехи в учебе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей.

Кодекс семейного здоровья

декабрь

круглый

стол/

семинар- практикум

/ вебинар

Блошак И.А., Осипчик Е.В.,

медицинский работник

2.3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

 

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой  неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

февраль

лекция/ семинар- практикум

/психологи ческий тренинг

Блошак И.А., Осипчик Е.В., педагог- психолог, педагог

социальный

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. 

 

Воспитание в труде. Роль

семьи в развитии  работоспособности ученика.

Как научить современного ребенка трудиться

май

круглый стол/

форум/

дискуссия/

мастер- класс

Блошак И.А., Осипчик Е.В.

 

3-е классы

 

 

 

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребѐнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки.

Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

сентябрь

беседа/ семинар-

практикум

/ вебинар

Байкова А.Ю.

3.2

Тема 2. Психологические и

физиологические особенности третьеклассников.

 

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших

школьников

декабрь

лекция/ семинар- практикум

/ мастер- класс

Байкова А.Ю., педагог- психолог

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

 

Формирование умений и

навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа

жизни

январь

беседа/

дискуссия/ практикум

Байкова А.Ю., педагог

социальный, медицинский

работник

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенностисемейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

апрель

семинар- практикум

/психологи ческий тренинг

Байкова А.Ю., педагог- психолог, педагог

социальный

 

4-е классы

 

 

 

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические

особенности учащихся 4-х классов.

 

Познавательная рефлексия:

способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности

познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

 

сентябрь

лекция/ вебинар

Павленко И.А., Староселец И.Ю., педагог- психолог,

медицинский работник

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности:

культура внешности, общения, речи. Эффективное общение:

основные составляющие

декабрь

круглый стол/

дискуссия/ форум/

семинар- практикум

Павленко И.А., Староселец И.Ю.,

педагог

социальный

4.3

Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на

организм и личность ребенка.

Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка

при работе за компьютером

февраль

конферен- ция/

круглый стол/

дискуссия/ форум/

семинар- практикум

Павленко И.А., Староселец И.Ю., педагог- психолог

 

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и

художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

май

круглый стол/

дискуссия/ форум/ вебинар

Павленко И.А., Староселец И.Ю.,

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

 

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

 

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации

пятиклассников к школе

сентябрь

семинар- практикум

/ вебинар

Бочкарева А.Ю.,

педагог- психолог,

медицинский работник

1.2

Тема 2. Ребенок среди

Сверстников

 

Детский коллектив и его

значение в развитии личности

школьника. Потребности

ребенка в признании и

самореализации. Проблемы

лидерства. Развитие способности к сотрудничеству

как предпосылка успешности в

жизни. Как помочь ребенку в

налаживании отношений со

сверстниками

ноябрь

круглый

стол/

беседа/

семинар-

практикум

Бочкарева А.Ю.,

,

педагог-

психолог,

педагог

социальный

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

 

Особенности младшего

подросткового возраста.

Физическое, психическое и социальное развитие младших

подростков. Общение

подростков со сверстниками и

взрослыми. Трудности и риски

младшего подросткового

возраста

февраль

беседа/

вебинар

Бочкарева А.Ю.,

психолог,

педагог

социальный,

медицинский

работник

1.4

Тема 4. Меры наказания и

поощрения в современной

семье.

 

Вопросы дисциплины в семье с

младшими подростками.

Почему не работают

привычные методы воспитания.

Как стать подростку другом без

потери родительского

авторитета

май

круглый

стол/

дискуссия/

форум/

вебинар

Бочкарева А.Ю.,

,

педагог

социальный

2

6-е классы

 

 

 

2.1

Тема 1. Семья как персональная

микросреда жизни и развития

ребенка. Нравственные и

культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его

потребностей в семье.

Психолого-педагогические

факторы развития и воспитания

ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как

основа воспитания ребенка

сентябрь

лекция/

беседа/

вебинар

Михолап И.Е., педагог-

психолог,

педагог

социальный,

классный

руководитель

2.2

Тема 2. Профилактика

проблемного поведения

подростков.

 

Отклоняющееся поведение

подростков. Формы

аддиктивного (зависимого)

поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения

подростков.

декабрь

семинар-

практикум

/ вебинар/

психологи

ческий

тренинг

Михолап И.Е., педагог-

психолог,

классный

руководитель

2.3

Тема 3. Безопасность

подростков в сети Интернет.

 

Виртуальная реальность:

возможности и опасности.

Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от

опасностей в социальных сетях

март

круглый

стол/

дискуссия/

форум/

семинар- практикум

/ мастер- класс

Михолап И.Е., педагог-

психолог,

классный

руководитель

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению

безопасности детей в летний

период

май

конферен- ция/

семинар- практикум

/ вебинар

Михолап И.Е., педагог

социальный, медицинский работник

3

7-е классы

 

 

 

3.1

Тема 1. Психологические и

физиологические особенности семиклассников.

 

Возрастные особенности 13-14- летних подростков. Специфика развития внимания, памяти,

мышления. Половое созревание. Здоровье  ш шольника и его успехи в учѐбе

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

Боровик Ж.А., педагог- психолог,

медицинский работник

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение

несовершеннолетних. Факторы и причины  правонарушений. Подростки «группы риска»

ноябрь

круглый стол/ беседа/

вебинар

Боровик Ж.А., педагог

социальный,

инспектор по делам несовершен-

нолетних

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

 

Жизнь семьи с ребенком- подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

конферен- ция/

дискуссия/ форум/

семинар- практикум

/психологи ческий тренинг

Боровик Ж.А., педагог

социальный, педагог- психолог

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

 

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на

успех

апрель

беседа/ семинар-

практикум

/психологи ческий тренинг

Боровик Ж.А.,,

педагог- психолог

4

8-е классы

 

 

 

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

октябрь

лекция/

беседа/ вебинар

Цап Т.Е.,

педагог-

психолог, педагог социальный

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

 

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций.

Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения

(поведения «жертвы»)

декабрь

конферен- ция/

форум/ семинар-

практикум

/психологи ческий тренинг

Цап Т.Е.,

педагог- психолог, педагог

социальный, инспектор по делам

несовершен- нолетних

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

 

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы

суицидального риска. Профилактика суицидального

поведения

март

беседа/ семинар-

практикум

/ вебинар

Цап Т.Е.,

педагог- психолог, педагог

социальный

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

 

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты.         Развод         как психотравмирующий      фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде

«родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско- родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении

школьных конфликтов

май

круглый стол/

конферен- ция/

семинар-

практикум /психологи ческий тренинг

Цап Т.Е.,

педагог- психолог,

социальный педагог

5

9-е классы

 

 

 

 

Тема 1. Портрет современного подростка.

 

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты,

отношение к учебе

сентябрь

лекция/ конферен-

ция/ вебинар

5.1

5.2

Тема 2. Агрессия, еѐ причины и последствия.

 

Формы агрессивного поведения

подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения

подростка

ноябрь

беседа/ семинар-

практикум

/ вебинар

Максименко В.С., Гражевич Е.С.,

педагог- психолог, педагог

социальный

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни:

вредные привычки и как им противостоять.

 

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своѐ здоровье. Профилактика

вредных привычек

февраль

лекция/ беседа/

семинар- практикум

Максименко В.С., Гражевич Е.С.,

педагог- психолог, 

педагог

социальный

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников.

Как помочь подростку выбрать профессию?

 

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей,

способностей и профессиональных интересов подростков

апрель

конферен- ция/

форум/ семинар-

практикум

/ вебинар

Максименко В.С., Гражевич Е.С.,

педагог -психолог,

социальный педагог

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

 

1

10-е классы

 

 

 

1.1

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

 

Факторы риска для здоровья современной молодежи.

Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема

современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

сентябрь

лекция/ беседа/

семинар-

практикум вебинар

Ломакина Д.А., 

педагог

социальный, медицинский работник

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему

ребѐнку

ноябрь

круглый стол/

дискуссия/ форум/ мастер- класс

Ломакина Д.А., 

педагог- психолог,

медицинский работник

1.3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

 

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и

сексуальные отношения.

Рискованное поведение

молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

февраль

беседа/ круглый стол/ вебинар

Ломакина Д.А., 

педагог- психолог, педагог

социальный

1.4

Тема 4. Как помочь

старшекласснику обрести уверенность в себе?

 

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в

школе

апрель

круглый стол/

дискуссия/ психологи ческий

тренинг, вебинар

Ломакина Д.А., 

классный руководитель,

педагог- психолог

2

11-е классы

 

 

 

2.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных

склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор

профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении

старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии.

Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в

выборе будущей профессии

октябрь

семинар- практикум

/ форум/ вебинар

Орда И.И., педагог- психолог

 

2.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

 

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет- зависимость. Пути профилактики и преодоления:

памятка для родителей

декабрь

конферен- ция/

беседа/ практикум

Орда И.И., педагог- психолог, педагог

социальный, медицинский работник, инспектор по делам

несовершен- нолетних

2.3

Тема 3. Подготовка

старшеклассников к будущей семейной жизни.

 

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина.

Формирование осознанного

отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

март

круглый стол/

дискуссия/ форум/ вебинар

Орда И.И., педагог

социальный

 

2.4

Тема 4. Как помочь ребѐнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику

справиться с тревогой

(мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в

стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к

экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам:

правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

май

семинар- практикум

/ мастер- класс/

психологи ческий тренинг

Орда И.И., педагог- психолог,

медицинский работник

свернуть

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ

развернуть

Каталог материалов для проведения занятий с родителями в рамках республиканского проекта «Родительский университет»

развернуть

Каталог материалов для проведения занятий с родителями в рамках республиканского проекта «Родительский университет» (на сайте https://roduniversitet.bspu.by)

свернуть
Ещё в этом разделе